Дневник-фото-@NoorySan1.jpg

Кому выгоден «Школьный портал»?

Электронный журнал – добро или зло? Что грозит школьникам, подделавшим отметки в электронном «Дневнике»?

Когда в дочкиной школе появился электронный классный журнал, он мне сразу не понравился. Я не ретроград, просто никому не нравится, когда ему что-то навязывают. А нам его именно навязали. В приказном порядке. В школе 50 с лишним классов, но почему-то именно нашему классу раздали бумажки с кодом доступа и строго-настрого обязали регулярно посещать этот ресурс. Раз (и навсегда?!) уничтожив, как класс, традиционные школьные дневники и классный журнал.

У всех остальных классов дневники и журнал остались.  А наши учителя вместо журнала ставят отметки в тетрадочку или на бумажку. Чтобы потом, когда-нибудь, может быть, если повезёт и т.п. выставить их в «Дневник» (так официально назывался этот ресурс сначала, теперь он называется «Школьный портал»). Бумажных дневников, как таковых, в нашем классе больше нет — они используются только для записи домашнего задания. И лишь немногие учителя проставляют туда отметки, если очень попросить.

Я, как все женщины, очень любопытна и обожаю всё новое. Но когда я  зарегилась на «Дневнике», то обнаружила, что нам попросту навязали очередную социальную сеть. Которая, к тому же, сделана очень неудобно. Школьный портал напичкан разноцветной ерундой. Пока найдёшь, что тебе нужно, состаришься. Такое ощущение, что разработчики сделали всё от них зависящее, чтобы человек как можно дольше блуждал по их сайту и таким образом улучшал его поведенческие факторы, как выражаются специалисты.

Это отталкивает. Потому что на таком ресурсе всё должно быть максимально понятно, логично и прозрачно. Зачем я туда хожу? Правильно, чтоб посмотреть дочкины отметки и прочитать объявления от классного руководителя. Всё! Больше мне от этого ресурса ничего не нужно. Всё остальное – общение, почта и т.п., у меня в других местах есть. А времени на ненужный мне серфинг – нет. Хотя сама по себе идея гениальна: когда ресурс заработает в полную силу, он будет самым посещаемым в стране. Потому что за неимением обычных дневников, родителям придется поневоле заходить в электронный журнал, чтобы узнать отметки ребенка.

В первый год существования «Дневника» из 12-ти учителей-предметников дочкиного класса только 2-3 заносили туда отметки. И то иногда. А иногда – не туда. Дочь приносит тетрадь с пятёркой… а в электронном дневнике стоит трояк! Как так? Или дочь лежит дома с ангиной, а в «Дневнике» красуется надпись: «была»! И стоит двойка. Откуда?!

Сгребаю себя в охапку, еду в школу разбираться. Меня начинают убеждать, что это всего лишь недоразумение, что это временные трудности переходного периода, что не все учителя успели овладеть новой  системой, и что со временем всё наладится. С каким временем? Через два года дочь выпускается из школы, и мне совсем не хочется, чтобы вместо заработанных четверок и пятерок в её аттестате красовались чужие двойки и тройки. «Случайно» занесенные учителем не в ту графу.

Школа, где учится дочь, считается одной из лучших в Подмосковье. Здесь служат замечательные учителя – из тех, кто пришел по призванию, а не чтобы  самоутверждаться за счет детей. Не работают, а именно служат. Многим из них я бы поставила памятник при жизни. Потому что порой мне кажется, что они знают и понимают моего ребенка даже лучше, чем я сама. А я в свою очередь, прекрасно понимаю учителей, потому что 10 лет была школьным учителем. «Школьный портал» для большинства учителей — очередной геморрой. И когда с 2014 года этот электронный «Дневник» начали интенсивно «продавливать», возрастные учителя оказались в неудобном положении. Некоторые успели освоить новую систему. А за тех, кто не смог, отметки в «Дневник» по их просьбе выставляли… ученики. В результате чего в дочкином классе резко повысилась успеваемость. Чуть не сказала – «на бумаге».

Тайное стало явным, когда в школе неожиданно провели проверку электронного дневника. И выяснилось, что детки подделали отметки не только себе, но и всем своим друзьям.  Несостоявшихся «отличников» взгрели не по-детски, но на первый раз привлекать к ответственности за подделку документов не стали. Учителю за передачу пароля ученикам объявлен выговор. Историю «замолчали», чтобы не компрометировать пролоббированный на государственном уровне «Дневник». Почти уверена, что следующий раз не за горами.  Отметки в классном журнале подделывали во все времена — ну и что, что времена настали электронные? По словам специалистов, нет такого ресурса, который нельзя было бы взломать.

В подавляющем большинстве отзывы про Школьный портал, которые мне пришлось слушать — резко отрицательные, а порой просто нецензурные. Отзывы учителей о Школьном портале я попросила оставить своих коллег, с кем работала в школе. В приватной беседе они в один голос против Школьного портала. Но вслух этого говорить нельзя. Моя сестра работает в школе 25 лет. И просто воет от Школьного портала. Из которого вдруг могут исчезнуть отметки, или же они могут перепутаться между учениками! Вот, оказывается, в чём дело! А я-то поначалу подозревала учителей в невнимательности!

Этой истории могло и не быть, если бы очередной эксперимент над российской системой образования, громко названный «велением времени», был реализован с умом. А не традиционным российским способом – то есть, через ж*пу (гранд пардон за мой французский).

Чтобы система заработала, нужно было с самого начала обеспечить каждого учителя персональным ноутбуком. И научить пользоваться электронным дневником. До его внедрения, а не в процессе. Если бы на учительском столе вместо классного журнала был ноутбук, то учитель сразу заносил бы туда полученные учениками отметки. А не бегал после уроков по кабинетам с бумажкой и воплями «Наташа, у тебя компьютер свободен? Пусти меня отметки проставить». Не знаю, как в других школах, а в дочкиной школе это сделано не было.

За что ещё я «люблю» Дневник? За навязчивость и беспардонность. Мне с самого начала было интересно, за чей счёт весь этот банкет. Кому было не лень делать бесплатную сеть в масштабах страны? И как скоро проявится истинная сущность всей этой электронной задумки?

Бесплатный сыр обнаружился, когда моя почта оказалась под завязку завалена спамом от «Команды Дневника». Незнакомые мне люди на ясном глазу убеждали меня, что моему ребенку не прожить без советов педиатра, а без Лего идикейшн дочка вырастет тупицей. То мне предлагали зарегистрироваться в социальной сети какого-нибудь заграничного университета. То поучаствовать в выставках, конкурсах и фотоконкурсах. Причем, всё это сопровождалось приписками «Скорей! Вы должны успеть!», которые в своей навязчивости воспринимались как «Ну-ка, быстро участвуй! Не то хуже будет!».

Большинство конкурсов было высосано из пальца. Например, конкурс, посвященный изучению иностранных языков. Всё, что нужно было участнику, это прислать фотографию (цитирую) «с изображением своего способа изучения иностранного языка». Кто не понял, тот… я.

Больше всего меня изумляли предложения отправить ребенка в лагерь за границу. На тот момент я находилась в сложном финансовом положении и такие предложения воспринимала болезненно. Думаю, что многие российские семьи ощущали неловкость от подобных дневниковых посылов. Ну и что, как сказал бы дедушка Крылов. «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать пиарить своих коммерческих партнеров». Что-что, а это Дневник делал исправно.

«Установите новое приложение и узнайте, какое призвание у вашего ребенка!» А мы вам тем временем нового спама подсыплем. «Стань в 5 раз лучше и выиграй iPad!», «Прояви изобретательность и стань владельцем суперкара!», «Прославься и выиграй новую Nokia!». Не хочешь выигрывать – всё равно мы тебе её втюхаем: «Возьми Nokia для тест-драйва!». А потом рыдай, болей и дожми родителей, чтоб они ее тебе у нас выкупили.

И, наконец – как бальзам на душу серпом по одному месту: «Как правильно питаться вашему ребенку? Спросите у эксперта!» Вы только представьте, как приятно мне было это читать в моём тогдашнем положении, когда денег в доме хватало только на самую скудную еду! Кстати, в начале 2014 года у ресурса появился новый сервис – виртуальные деньги.

Дальше – больше. Как вам такое? «Конкурс «Самый внимательный зритель»: смотри сериал (имярек), регистрируйся в нашей группе, отвечай на вопросы и выигрывай призы!» Хозяева ресурса явно начали зарываться. Они словно напрочь забыли, с какой целью замышлялся образовательный ресурс. Хотя, о чем это я. Понятно, с какой. Смешно бы было. Поэтому – бросайте, детки, уроки – ну их на фиг! – устраивайтесь поудобнее, и… Потому что в сериале размещена реклама наших партнеров и вы обязаны ее увидеть. И тут же следом в мейл летит парадоксальное: «Как сформировать у ученика желание к обучению и саморазвитию?» Как-как, сериалы смотреть! К которым вы в предыдущем письмишке призывали.

Последней каплей стало предновогоднее послание. Цитирую дословно: «Каждый день мы будем разыгрывать 36 подарков, которые спрятаны на нашей ёлке. Всё, что нужно сделать, – это выбрать понравившийся подарок, открыть его и поделиться этой новостью со своими друзьями в социальных сетях. После этого перед вами появится секретный промокод на покупку техники HP». Представьте, что к вам на день рождения пришли гости с подарками и предлагают вам их у них купить. Нормально, да?

Что было дальше? Первым делом я отписалась от рассылки. Это было не просто, но я справилась. Отметки в электронный дневник как выставлялись через раз, так через раз и выставляются. Подлинность тех, что выставлены, вызывает сомнения. Может, когда-нибудь всё и впрямь наладится. Только, думаю, дочь к тому времени школу уже закончит. А может быть, всё просто отменят. В первый раз, что ли…

А вам нравится электронный «Дневник»?

© Текст — Noory San. Фото — Anna Fon.

Кому выгоден «Школьный портал»?: 27 комментариев

  1. Я не мать взрослых уже детей. Но младшая ходит в лицей и тоже тычется в это произведение малограмотного дизайнера-самоучки, который считает свое творение шедевром и перфекционизмом не страдает.
    Мне в дневнике не нравится все. Но даже у говна есть полезные свойства. Например, дневник собрал огромную базу данных школьных ресурсов. Под ее хранение и публикацию в сети выделены огромные технические ресурсы.
    Теперь надо привлечь известных зарубежных дизайнеров для разработки не только интерфейса дневника, но и алгоритма взаимодействия системы «учитель-дневник-ученик-библиотека».
    Скажете: «Ну, вот! Опять нерусских кликают! Своих, что ли, нет?» Есть, но они с такой задачей не справились. Им не хватает знаний и опыта.
    это отчетливо видно из примитивного подхода к проблеме. Например, технология выставления оценок в журнал устарела еще до внедрения. Учителя не готовы к такой методике учета. Они противятся такому дневнику, потому что он усложнил им жизнь. Должно быть все просто: урок записывается на аудио, параллельно обрабатывается программой, которая заносит оценки в журнал с голоса учителя. Этакий секретарь.
    Ну и т.д. Не надо изобретать велосипед. За рупьежом все это уже внедрено. Сделайте лучше и косите бабло.
    Удачи.

    1. Все так просто — прямо гениально! Жаль, что у организаторов Школьного портала совсем другие задачи — косить бабло. Что они и делают. А на наши удобства им наплевать.

      1. Там всё так прочно пролоббировано, что это вряд ли. Единственная польза от электронного дневника — домашние задания, когда ребенок заболел. Если, конечно, учителя их не забыли вовремя туда забить и их записи реально совпадают с заданным. Бывает, что задали одно, а записали совсем другое. Когда в школе работала, сама так часто делала — не хотелось бред задавать, предписанный программой, а журнал приходилось записывать именно его.

  2. Полностью согласна с автором статьи о бесполезности этого изобретения. Уже четвёртый год мучаемся с дочерью благодаря электронному дневнику. Половины честно заработанных оценок в дневнике нет и в помине. Однако, каждую неделю приходится ходить в школу и доказывать, что тройки и четверки мы не получали. Каждый раз опрашивать одноклассников и приводить их в свидетели. А когда получается что-то доказать, то никаких извинений от учителей за их «ошибки», разговоры о том, что нечего из-за каждой «чужой» оценки переживать, ведь «со всеми бывает»… И учителя не несут никакой ответственности за эти ошибки… А ребёнок нервничает, переживает, думает не об учёбе, а о том что покажет вечером электронный дневник. Надоело!

    1. Гульнара, спасибо за то, что не побоялись высказать своё мнение. Уверена, мы с вами не единственные «горячие поклонницы» этого электронного магазина. На самом видном месте которого теперь красуется надпись «ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА». Отметки посмотреть — еще полазить надо, чтоб найти. А Торговая площадка — всегда на виду. Вопросы есть? Вопросов нет. С ресурсом всё ясно.
      Как раз вчера у нас в нашем 9 классе было родительское собрание. Оказалось, что подавляющее большинство родителей Электронный дневник игнорируют (а то все уже решили, будто мне одной он не нравится!). Поэтому всем родителям раздали листочки с отметками, распечатанными из эл.дневника (теперь он у нас громко называется «Школьный портал»). У большинства детей — неаттестация сразу по нескольким предметам. В 1м триместре — ни одной отметки. Они как бы есть, но предметники их как бы до сих пор почему-то не выставили. В результате детей пугают неаттестацией и недопуском к ОГЭ.
      Получается, родителям теперь надо ходить за учителями с палкой и заставлять их вовремя выставлять детям отметки? А заодно контролировать каждую отметку — туда ее поставили или нет, ту поставили или не ту? У нас, напомню, 9 класс. Нам это критично. Значит, придется в самом деле ходить и дёргать.
      Я работала в школе и прекрасно знаю, что чувствуют учителя, которым ко всем их обязанностям добавили еще и этот электронный геморрой. Их винить — язык не повернется. Но и постоянно «пропадающие» отметки ходить то и дело искать — у меня что, других дел нет?
      МНЕ ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ ПОСМОТРЕТЬ В ГЛАЗА ЧЕЛОВЕКУ, ПРОЛОББИРОВАВШЕМУ ЭТОТ РЕСУРС. Только боюсь, что не удержусь и плюну ему в лицо.

    1. Может быть, у вас в регионе этот сайт нормально сделан? Я живу в Московской области, и у нас он сделан ужасно неудобно! Что там может нравиться? Хотя вам, наверно, все равно, вы вон даже комменты с ошибками пишете, и вас это устраивает. О чем говорить?..

      1. В Московской области — это ужасно неудобный, бесполезный портал. В Москве он сделан для родителей и детей. В МО — это убожество. только задания на дом и можно по нему смотреть и кучу рекламы, а также предлагают содрать с вас деньги за что-нибудь. Нельзя как в Москве, отследить вход-выход в школу ребенка, что он купил на обед, пополнять баланс карты на питание. только и делают что заставляют заходить на этот бесполезный портал под разными логинами (родителей и детей) для статистики.

        1. Согласна. Нам на собраниях оглашали рейтинг родителей, которые чаще всех заходили на Школьный портал, а кто редко заходил, тех на собрании стыдили, как маленьких. Мол, надо чаще заходить.
          В связи с этим у меня вопрос: кто хозяин Школьного портала, кто стрижет с него бабло? «Государство», «Департамент образования» — всего лишь администраторы. А кто с портала бабки рубит — прямо интересно. Молодец, хороший бизнес замутил. Пр всей моей неприязни к данному порталу я стоя аплодирую удачной идее для бизнеса. Сиди и ничего не делай, а с боку денежки выскакивают!

  3. А у нас еще «интереснее»: преподаватель слезно просила заходить на этот долбаный портал, так как комитет образования города мониторит, видите ли, посещения, и наш класс в неблагополучных числится. «Ну потратьте чуть-чуть времени и заходите каждый день»… Вот чиновники от Минобра-вам точно делать нечего, вот вы и заходите хоть каждый час! А мне, извините, еще работать надо, иногда, такая неприятность. Раз в неделю-еще куда ни шло. Про рекламу вообще молчу. Я, например, не хоче, чтобы у моего ребенка Нескивики всякие и Лего перед глазами маячили. Разместили тогда б эл.версии учебников. Но тогда данный коммерческий проект (назовем вещи своими именами) не отобьется. Svet, если соберетесь наплевать в морду — так я с Вами. Только я в глаз и под дых дам. Чтоб прочувствовалась «радость» от данного «школьного» портала.

    1. Динара, у нас уже тоже до смешного дошло. Школьный портал игнорируют не только родители, но и дети. Поэтому классной руководительнице пришлось организовать для класса группу ВКонтакте(!), чтобы постить туда
      объявления вместо школьного портала!

      Нас на собрании пытались как-то стыдить за то, что не ходим на школьный портал. На этом и закончилось. Зато нас обязали зарегистрировать детей на сайте ГТО — всех подряд! И хронически больных, и пожизненно освобожденных от физ-ры — всех. Иначе у учительницы будут проблемы. Ну вот — только из уважения к учителю пришлось…

      У знакомой в другом регионе такая же ерунда. Там даже детей-инвалидов региться на сайте ГТО заставили. Какое им ГТО, если у ребенка нет ноги — в аварию ребеночек в детстве попал?!

      Напрашивается вопрос: разве у известных структур нет других способов собрать информацию о гражданах допризывной возрастной категории? Сильно сомневаюсь! Тогда зачем?

  4. А вас еще не заставляют себе вибер или вацап завести? Нас заставили, а то мы в дневник не ходим видите ли. Ну если там одна торговля и ни слова в простоте, то это не наша ведь вина? Сделайте нормально уже, а то для работы у меня воцап, для садика вибер, теперь для школы телеграм или скайп заставляют себе сделать, инткресно, до президентской связи скоро такими темпами дойдем или нет? Заколебали!

  5. Подмосковье. Мне не нравится. Сами учителя говорят, что дз могут не соответствовать. Оценки выставляются тоже задним числом, когда ребенок уже не помнит, за «что». Работу над ошибками и не сделаешь.
    Есть возможность написать по электронке учителю — замечательно. Только учителя умоляют не делать этого, некогда им читать. Ответа можно не дождаться. Зато, когда надо — этот школьный портал не открывается (не доступен).

    1. Электронный дневник — вечная тема! Вечно с ним что-то не так.
      Вот свежая история.

      У нас в параллели несколько 9 классов. Наш самый сильный. И вдруг по рейтингу эл. дневника наш класс оказывается на предпоследнем месте. Кааак? Оказалось, несколько учителей по-старинке всему классу «воспитательных двоек» наставили. Если помните, это те самые «двойки карандашиком», которые ставили в бумажный журнал для устрашения, а потом стирались учителем. И колы, из которых потом учитель делала четверки.

      В электронном журнале такие «воспитательные» оценки уже так просто не исправить. Нужно привлекать администратора и с ним объясняться, на каком основании и что именно надо исправлять.

      Электронному дневнику ничего не докажешь. Он автоматически-беспристрастно складывает эти «карандашные» двойки и отправляет наш класс в зад. В смысле — в конец рейтинга. А потом на родительском собрании учителя удивляются, почему наш класс хуже всех — а должен этот вопрос быть адресован не родителям, а тем, кто собственноручно «воспитательных» двоек ученикам в электронную машину наставил.

  6. Наши мамочки организовали группу в вацапе, чтобы обсуждать классные дела. И требуют, чтобы все остальные родители установили себе вацап.

    У моего телефона нет технической возможности для этого. Сказать, почему? В классе 27 человек. Если 27 мамашек напишут по 1 сообщению, мой телефон будет звякать беспрестанно. Но самое главное, по 1 они не напишут — они тут же начнут спорить и ответы строчить. Или объяснять что-нибудь одна другой. Ну и зачем мне это кудахтанье, которое в момент посадит мне аккумулятор?? Надо что по делу — позвонил и сказал.

  7. Как говорил мудрый Стив Джобс (ныне, к сожалению, покойный — а то бы еще много умного сказал) — оставьте себе 1 электронный ящик и 1 аккаунт в 1 соцсети. И берегите ваше время!

    Подпишусь под каждым его словом. Поэтому у меня 1 активный аккаунт в 1 соцсети (это твиттер) и 1 мессенджер — Телеграм. Всё. Никаких вацапов.

    1. Согласна с вами, Лена! Хорошая задумка, а реализована из рук вон плохо. Иногда думаю: а если было сделано удобно, и нам это не навязали, а предложили — я бы стала пользоваться? Наверное, да, раз альтернативы все равно нет…

  8. Самое интересное,что все это придумали для того,чтобы заработать на рекламе.

    1. Совершенно верно. И ещё у них либо на федеральном уровне поддержка, либо они с ними делятся баблом! А реальной пользы ноль.

  9. Доброго дня всем. Сегодня узнала, что оценки на школьном портале- и оценки в журнале- абсолютно разные. В чем тогда смысл ? и зачем классному учителю выставлять в электронный дневник другие оценки? не понимаю ничего. Ориентир- только классный журнал.

    1. Виктория, теперь система оценок выглядит так: учитель ведёт бумажный журнал для себя(!), а из него выставляет отметки в электронный журнал. А в электронном журнале есть программа — градация оценок по их коэффициенту. Пятерка за домашнюю работу имеет низкий коэффициент, пятерка за ответ на уроке — повыше, и самый высокий коэффициент имеет пятерка за контрольную работу. При выведении отметки за четверть или год эти коэффициенты программа учитывает! Отсюда и средний балл, «не соответствующий действительности».

      Дело в том, что не у каждого учителя на уроке есть под рукой ноутбук. Они эл.журнал ввели, а обеспечить учителей ноутбуками — сэкономили. И вот учитель приходит домой (или в учительскую, где есть свободный ноутбук) и выставляет отметки из бумажного журнала в электронный. Так что, бумажный журнал — это не итоговый результат, а промежуточный — вспомогательное звено.

      Я обожала классный журнал. Мне он нравился гораздо больше электронного. Когда в школе работала, во время беременности журнал на переменах всегда перед собой носила — как щит)) Чтоб никто из бегающих детей мне на живот не налетел))

  10. Я разработчик (руководитель компании). Все дело в нашей русской расхлябанности и непрофессионализме лиц, сидящих на своих местах. Вот к примеру, весной мы получили ТЗ от дной из больших компаний на разработку ПО (мини корпоративный портал). По этому ТЗ тысяча несостыковок и неоднозначных моментов. Его соблюдение — это заведомый провал проекта (получится типа дневника — где части системы конфликтуют между собой и содержат ошибки даже преднамеренные — но, в соответствии с ТЗ). Его несоблюдение — это невозможность либо сдать проект, либо финансовые и судебные последствия для нас. Мы уже три месяца пытаемся получить от заказчика комментарии и выделение ответственных лиц, с которыми можно было бы все их ошибки зафиксировать и ТЗ переделать. К сожалению, я понимаю, что это невозможно — у большой неповоротной системы просто нет политической воли пройти эти препятствия. Люди, подписавшие ТЗ (порядка 10 фамилий) в нем не разбирались, и сомневаюсь что кто-то вообще его читал. Скорее всего работу по составлению ТЗ отдали на откуп какому-то человеку «разбирающемуся в компах». Надо отдать тому должное — он хоть что-то сделал… И так у нас повсеместно. Если бы это был единственный случай). К сожалению, дело омрачается еще и тем, что очень часто между непосредственным заказчиком и исполнителем образовывается еще с пяток фирм-посредников, и из заложенных бюджетом 10 млн. рублей за проект, до исполнителя доходит 300 тысяч. Исполнитель, разумеется, если ввязался в подобную лажу — либо новичок, либо полный не профессионал, либо такая же присоска — лишь бы урвать хоть что-то, а там трава не расти. Вот так и живем — среди сотен различных проектов, пытаемся найти хоть один, где есть адекватное ТЗ или люди, готовые вместе с нами его создать, адекватный заказчик и адекватные деньги. К сожалению, в большинстве случаев поиски заканчиваются ничем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *