Малаховские струны «Московской балалайки»

Малаховские струны «Московской балалайки»

Квартету «Московская балалайка» рукоплескали короли Англии, Монако и Норвегии. А мы чем хуже? Давайте тоже с познакомимся с прославленными артистами!

Недавно квартет «Московская балалайка» выступил в Музее истории и культуры Малаховки, когда там проходили «XI Телешовские чтения». «Вы хоть знаете, кто сегодня к вам приехал?», — спросил руководитель квартета Владимир Ионченков, опытным взглядом разглядев во мне корреспондента, которого я тщательно скрывала под маской рядового музейного гостя. Пришлось рассекретиться и назадавать ответных вопросов. (Хорошее выражение, надо запомнить!)

Московская балалайка, Владимир Ионченков

— Владимир, «Московская балалайка» часто выступает в Малаховке?

— Малаховку мы очень любим, у нас с этим местом связано много воспоминаний. Мы выступали здесь в Летнем парке в День независимости, где мы играли безвозмездно, потому что средства от концерта пойдут на восстановление Малаховского Летнего театра. Мы в прекрасных отношениях с директором Малаховского музея, поэтому охотно откликнулись на приглашение выступить в музее.

— Познакомьте нас с «московскими балалаечниками»: кто играет вместе с вами?

—  Я с гордостью могу сказать, что нынче у вас в гостях – один из лучших музыкальных коллективов России, в составе которого четыре Заслуженных артиста России. На балалайке играет один из лучших балалаечников в мире – это Александр Горбачёв, на баяне – Игорь Коновалов; самая большая балалайка русского оркестра, балалайка-контрабас – у Юрия Биржева. А мой инструмент — это домра-альт.

— Когда «Московская балалайка» отмечает день рождения?

— Наш квартет образовался 28 октября 1978 года, когда мы начали выступать как квартет солистов Государственного академического оркестра русских народных инструментов имени Осипова. А 23 года назад мы стали самостоятельным коллективом – ушли из оркестра и взяли себе название «Московская балалайка». И теперь уже гастролировали сами и объехали весь свет. Наши концерты прошли более, чем в 60-ти странах мира.

— Вы ведь не только инструментальную музыку играете?

— За эти годы мы аккомпанировали лучшим голосам России, в том числе, таким как Артур Эйзен, Александр Ведерников, Владимир Маторин и др. Благодаря этому мы записали столько компакт-дисков, что теперь являемся мировыми рекордсменами по количеству выпущенных дисков. Я имею в виду заводские, официально записанные диски, а не самиздат. Эти записи хранят голоса давно ушедших артистов. Благодаря нашим записям можно услышать соловья Казахстана Бибигуль Тулегенову, Леонида Болдина, Леонида Сметанникова, Анатолия Соловьяненко. А сегодня мы вместе с актёром Малого театра Петром Абрамовым, замечательным певцом и артистом, представим малаховцам проект «Песни старой России», основанный на песнях русской эмиграции, мало известных современному зрителю.

Московская балалайка и Пётр Абрамов

— За что вам рукоплескал король Норвегии?

— За четверть века мы объездили практически весь мир, в том числе все без исключения штаты Америки. В некоторых странах нами были осуществлены уникальные проекты, которыми Россия может годиться, но о которых, к сожалению, многие россияне даже не знают. В Норвегии, например, более 15 лет национальные хоры поют легенды и сказания о Деве Марии и её любви к Богу, положенные на русские народные мелодии! Эти хоровые коллективы нас ждут и репетируют целый год с тем, чтобы дать один единственный концерт в сопровождении квартета «Московская балалайка». Таких хоров много, поэтому у нас бывает до 40 концертов в разных норвежских городах. Самое главное, эти певцы исполняют русские народные мелодии, считая, что это произведения мировой классики – настолько органично на наши мелодии легли тексты о Деве Марии!

— Кто придумал этот рождественский проект?

— Гейер Люстреп, суперпопулярный норвежский импресарио, является автором этого проекта. Это он положил книгу сказаний на русские мелодии, посчитав, что сопровождать это действо должны русские народные инструменты. Поэтому там этот проект иногда называют «Гейер Люстреп и «Московская балалайка». Благодаря ему мы объехали всю Норвегию и играли в таких краях, куда до нас ещё никогда не попадали профессиональные артисты из России. Нам приходилось играть в очень необычных условиях. Обычно концерты проходят в соборах, в церквях, а в окна видно, как метет метель, и слышно, как воет вьюга.

— Какие мелодии были выбраны для проекта?

— «То не ветер ветку клонит», «Уральская рябинушка», «Коробейники». Ведь не все тексты в сказаниях о Деве Марии представляют собой грустные и тяжелые эпизоды скитаний! Были в них и весёлые моменты. Это целый спектакль, у нас бы такое представление назвали литературно-музыкальной композицией.

— У вас много новых творческих задумок?

— Наш рождественский спектакль про Деву Марию много лет стоит в верхней строчке норвежских хит-парадов. Такой успех нас порадовал, и у нас появился ещё один спектакль — весенний.

— Вы пробовали осуществить что-то подобное в других странах?

— Когда о нас узнали во Франции, нам предложили и там сделать аналогичный проект. Там мы исполняли народные мелодии Прованса, программа называлась «Рождество в Провансе». Таким образом, благодаря народным мелодиям, каждая народность находит соприкосновение с божественным.  Мы объехали с этой программой более 40 французских городов.

— …и, окрылённые успехом, поехали покорять Африку?

— Да, мы были одними из первых русских профессиональных артистов, выступавших в Южной Африке. Причем, мы выступали не в ресторанах и не на частных вечеринках, а в фантастических концертных залах ЮАР, которым может позавидовать и Европа, и Америка – и по отделке, и по акустике. В залах Кейптауна, Портленда и других городов мы были поражены роскошью, с которой они декорированы – это натуральные ткани ручной работы, необыкновенной красоты роспись потолка. А когда мы начали играть, то там, вдобавок, оказалась фантастическая акустика. Такие залы достойны выступлений звёзд мировой величины.

— А как вас приняла музыкальная столица мира – Италия?

— А в музыкальной Италии, как оказалось, категорически не хотят слушать наших певцов. Поэтому пригласили нас, музыкантов-инструменталистов. Мы играли в лучших итальянских залах, наше мастерство оценили по достоинству и наградили «Московскую балалайку» высшей музыкальной наградой Италии — «Серебряной каравеллой». С поездкой в Италию связан ещё один необыкновенный эпизод. Во время турне мы заехали в Бари поклониться мощам святого Николая Чудотворца. Было поздно, и церковь была уже закрыта, но для нас её открыли. В благодарность мы дали концерт, слушать который собралась вся церковная община. Это очень приятно, что мы, четыре музыканта с русскими народными инструментами, собираем полные залы, играть в которых очень престижно и приятно, и везде нам оказывают очень тёплый приём.

— А где вас принимали теплее: в развитых странах или в государствах «третьего мира»?

— Даже в бедной стране люди принимают и слушают нас с открытым сердцем, это очень приятно. Как ни странно, мы стали часто бывать в Эстонии. С политической точки зрения, это довольно сложная страна. А с точки зрения того, что хотя видеть и слышать люди — всё иначе! Люди нас ждут, и зал всегда полон – на наших концертах в Эстонии зрители стоят в проходах, сидят на ступеньках. А эстонские артисты, в свою очередь, теперь приезжают к нам на фестиваль «Музыкальная осень в Тушино».

Существовала ещё одна хорошая традиция, о которой, к сожалению, уже забывают: каждый год в Россию приезжали шотландские артисты, чтобы отмечать день рождения своего земляка Роберта Бёрнса. И мы тоже в день рождения этого великого шотландского поэта собрались и поехали в Шотландию. И даже побывали в домике, где родился Бёрнс.

— Где состоятся ваши следующие концерты?

— В наших ближайших планах – дать концерт в Государственной Думе, где проходит акция в поддержку больных сахарным диабетом. Затем мы поздравим наших коллег в ЦДРИ, потом у нас будет традиционный концерт в Царицыно. А в середине декабря нас снова ждёт Норвегия.

— Успехов вам, приезжайте к нам ещё. Малаховка ведь не хуже Норвегии?

— Спасибо, приглашайте – и мы обязательно приедем.

© Текст — Noory San. Фото — Злой ИА.

Svet

Похожие истории

Читайте также x