Конкурс «для своих» на литературных ресурсах – разновидность приманки для тщеславных авторов. Этим приёмом широко пользуются раскрученные литературные порталы. Вот только продвигают они себя, любимых, а вовсе не наивных авторов. Я в таких конкурсах принципиально не участвую – нет смысла пытаться выиграть там, где победители выбраны организаторами ещё до начала конкурса.
Однажды я уже высказалась об этом в статье «Приманка для тщеславных». И думала, что тема закрыта. Я ошибалась. Сегодня на мейл мне вывалилась очередная рассылка от литреса с очередным их конкурсом. И его тема (а главное, сроки!) задели меня до слёз. Мне почему-то стало очень больно. Как будто по живому полоснули саблей со всего размаха. А может, это тлетворные последствия ковида – уныние, депрессия, но – нет и нет. Дело в другом.
Победители заранее известны
Конкурс назывался «Неодиночество в сети», его участникам предлагалось опубликовать на литресе рассказ или роман, основанный на знакомстве в соцсетях. И тут – внимание: произведение должно быть опубликовано строго после 14 февраля 2022 года, ранее опубликованные к конкурсу не допускаются. Победителей ждут призы, бесплатное издание книг и прочее бла-бла.
Я не тщеславна — я самодостаточна. Тогда почему меня так сильно задела какая-то дурацкая реклама, свалившаяся в мейл? Просто меня всегда возмущает несправедливость. Дело в том, что у меня на Литресе с 2018 года висит мой «Роман в четыре руки он-лайн», написанный в 2014-ом после знакомства с мужем в твиттере. Все, кто читал – в восторге до сих пор. Для многих мой «Роман…» стал настольной книгой. Люди начитанные заявили, что этим романом я основала новый литературный жанр интернет-романа – романа из соцсети.
Мой «Роман в четыре руки он-лайн» удовлетворяет всем требованиям литресовского конкурса, кроме одного: он опубликован ранее 14.02.2022 и не подходит им по срокам. Поэтому на конкурсе победит какая-нибудь хрень, которую вознесут на пьедестал и объявят основателем нового жанра. Хотя моему роману уже восемь лет (нашему браку с мужем столько же). Вот это и задело. Нет пророка в своём отечестве. Придумаешь или напишешь что-то интересное — никто не замечает, хоть ори, хоть плачь, хоть обрекламься. Проходит 5-6 лет — и кто-то пишет то же самое. И начинается всеобщий восторг: вау, вот это да — и так далее. Его сразу заметили. Почему-то… Наверно, я слишком рано высказалась? Опередила время и способность окружающих это воспринять?
Конкурс для своих
Я знаю, что подобные конкурсы устраивают для привлечения новых авторов и раскрутки самого портала. Либо это конкурс устроен под автора конкретного произведения, известного администрации портала. Либо писатель договорился с порталом о конкурсе под свою книгу и деньги проплатил за будущую победу. Всё, как в реале, где проводят тендеры. Хочешь, чтобы победила «нужная» тебе фирма (которая пообещала тебе неплохой откат) – и прописываешь в конкурсном техзадании условия, которым удовлетворяет только эта фирма и больше никто.
Если утрировать, то это выглядит так: «К конкурсу допускаются компании, в названиях которых присутствует фраза «Пошёл нахй», отчество гендиректора компании — Обосрихалупович, а информация на поставляемом товаре выгравирована на дне в левом нижнем углу, причём все буквы «О» заменены нулями». И срок поставить такой, чтобы никто другой точно не успел привести свои данные в соответствие с требованиями конкурса (тендера).
Почему мне так гадко и противно, ведь я всё это знаю? Наверно, потому, что я очень люблю свой «Роман…» — своё детище о знакомстве в интернете, написанное великолепным русским языком, с захватывающим сюжетом и запоминающимися героями. Я горжусь своим «Романом». И я уверена, что если бы он участвовал в каком-то честном конкурсе произведений о знакомстве в соцсетях, то точно бы выиграл. А в конкурсах литреса «для своих» кроме своих ни у кого нет шансов.
Зачем-то посмотрела, кто в жюри. Не впечатлилась. Более того. С ними я на одном поле срать не сяду, как говорили мои предки. И эти люди будут оценивать мой «Роман…»? Да?… Руки прочь от моей книги!
Никогда такого не было и вдруг опять
У меня уже была такая ситуация. Двенадцать лет назад. Тогда я сотрудничала с пресс-службой ФСИН и написала книгу об одной неординарной зоне. Моя книга «Красный день календаря в колонии особого режима» имела такой успех, что ушла нарасхват. Аж не хватило всем желающим. И тут мне позвонила сотрудница пресс-службы ФСИН и сказала: «Свет, у нас организуют конкурс книг об уголовно-исполительной системе. Я очень хотела бы рекомендовать твою книгу. Но не имею права. Потому что твой «Красный день…» обязательно победит. А должна победить книга одного нашего отставного старпёра, под которого, собственно, и организован конкурс. На самом деле его книга ужасно скучная и никому, кроме него самого, не интересная. Твоя лучше в миллион раз, но ты же понимаешь…». Вот так, открыто и беспалевно. Вопросы есть? Вопросов нет. Я понимаю. Да.
Больше я ни в каких конкурсах не участвую. И никаким порталам и издательствам не навязываюсь. Придёт время – сами будут бегать за мной и уговаривать. Я это знаю так же точно, как то, что меня зовут Света. А пока буду писать для себя. То, что хочу и как хочу, а не на потребу толпе. И продолжу проверять свои книги на начитанных людях, которые знают толк в хорошей литературе.
А победитель кто?
Буквально на днях в инстаграме попались выдержки из бессмертного творения какой-то жертвы ЕГЭ, написанного для таких же, как она. Скучно, длинно, безграмотно и совсем не интересно юная авторша писала о судьбе какой-то сиротки Даши. Не поленюсь, процитирую выдержку из шыдэврического шыдэвора:
«Напоминать эту истину для Даши не имело смысла. Она и так уже оплачивала коммунальные услуги квартиры…» И бойкая подпись «авторки»: «Хочешь узнать продолжение? Пиши в директ и я тебе его пришлю». Наверняка в литресовском конкурсе для своих победит что-то подобное. Хотя, коммунальные услуги, которые Даше оказывала квартира, меня заинтриговали (нет).
Почему-то в таких случаях всё время вспоминается пародия Александра Иванова на произведения подобных авторов:
«И сказал жене он: Сквау, ВОТ КАК надобно писать!»
А я так писать не умею. И не хочу «уметь» писать как авторка из инстаграма. Показала дочке ту цитатку. Дочь пошутила: «То, что написано безграмотно — не преступление. А что написано скучно — вот это настоящее преступление!»
И мы с ней грустно посмеялись.