Муки творчества – не в том, что у тебя не получается творить. А в том, что у тебя нет такой возможности в тот момент, когда тебе сильней всего этого хочется.
Люди делятся на творческих и нет. Последним живется просто и легко. Им неведомы муки творчества. Они ничего не создают. Не сочиняют, не рисуют и не строят. Их мозг не разрывает от идей. Они просто живут — заполняя жизнь вечноработающим зомбоящиком, играми и трёпом в соцсетях.
Творческим людям такого кайфа не дано. Наоборот – «мусор в эфире» им дико мешает. Мешает думать. Независимо от того, в чём заключается их творчество – в шитье кукол, написании романов или создании сайтов и вечных двигателей. Потому что они постоянно думают. Некоторые – даже во сне. А потом просыпаются с готовыми идеями, как Менделеев и как мой муж. А так как процент творческих людей по отношению к общей массе населения ничтожно мал, то большинство считает их ненормальными и искренне не может их понять. «Тебе телевизор думать мешает? Так ты не думай! Потом подумаешь». Только и делов.
Творческие психи
Когда читаешь биографии выдающихся людей, создаётся впечатление, что многие учёные и писатели были натуральными психами. Теперь я знаю, почему. Когда мозг переполняют мысли и идеи, а возможности воплотить их нет – мозг взрывается, и человек сходит с ума. Становится агрессивным. Или депрессивным. Короче, психом, как считает большинство «нормальных», необременённых творческими муками людей.
Муки творчества – не в том, что у тебя не получается творить. А в том, что у тебя нет такой возможности в тот момент, когда тебе сильней всего этого хочется. Тебя распирает от мыслей, в голове крутится куча идей, символы складываются в формулы, а фразы – в роман… Ты счастлив, рад, воодушевлён и рвёшься поскорей всё это воплотить или хотя бы на бумагу набросать… а у жизни на тебя другие планы.
Как выход — отречение от своего предназначения
Конечно, можно убедить себя, что есть вещи поважнее каких-то там осеняющих тебя историй, мыслей, формул и комбинаций. Которые, как на зло, захватывают тебя в самый неподходящий момент. Когда надо идти на работу. Или готовить обед ребенку, который вот-вот из школы придёт, а кусок из романа на хлеб не намажешь и формулу, будь она трижды гениальной, на десерт не подашь.
Когда подобные обломы, помноженные на чувство долга, повторяются изо дня в день, ты в конце концов смиряешься и отключаешь мозг. Волевым решением. Чтоб не разорвало. Из чувства самосохранения отказываешься от своего предназначения. Позволяешь интересным мыслям утекать в небытие и начинаешь жить как все. По шаблону, как большинство. Которому удобно не думать. В самом деле. Зачем?
Зачем придумывать что-то своё, если можно перепостить или процитировать чужое? Зачем заморачиваться технической стороной фотосъемки, если любую фотку можно прогнать через фильтр и хвастаться потом в инстаграме этим лубочным, простигосподи, «шедевром»? Зачем вообще о чём-то думать? Ведь можно включить «народный» сериал, сюжет которого просчитывается на дцать серий вперёд – и гордиться своей сообразительностью. Можно ржать вместе с закадровой «группой поддержки». Пить пиво каждый день с друзьями или без. Висеть на телефоне и в сети. Думать только о насущном – что пожрать и с кем поспать. И муки творчества тебя покинут. Стопудово.
Посвящение — не просто слова
Мне часто говорят: «Что значит «нет возможности писать»? Захотела бы – нашла возможность». Раньше, когда на титульном листе какой-нибудь из книг я видела надпись-посвящение мужу, жене или друзьям, мне казалось, что это простая вежливость. Ну, или дань любви. А оказалось – нет. Не дань. А искренняя благодарность. За то, что близкий человек сумел понять и дал возможность творить. И не важно, как он это сделал. Избавив тебя от необходимости зарабатывать на хлеб насущный и подарив тебе свободное время. Или создав в доме тишину и позаботившись о том, чтобы тебя никто не отвлекал.
Это всё не просто так. Знаменитые писатели знали, что делали, когда до обеда, а то и на весь день запирались от всего мира в кабинете в каком-нибудь Переделкине. Или уезжали по осени в Болдино. То же самое – учёные, музыканты и художники. Я не знаю, как они это делали. Поступались принципами, ссорились с близкими, увольнялись со службы, голодали или уходили в монастырь – но они делали это. Они выгрызали у жизни возможность творить. И благодаря этому мир увидел их творения. Многие из которых по-настоящему гениальны. Какими бы ненормальными не считало общество авторов этих творений. Общество, которое в большинстве своём вообще ничего не создало.
Как я победила муки творчества
Когда я писала свою первую книгу, я отправила детей на дачу и отключила телефон. Я вставала рано утром, включала ноутбук и с воодушевлением писала до самого вечера. За окном горело и пылало горячее лето 2010-го.
Вокруг всё плавилось от сорокаградусной жары, насквозь пронизанной дымом торфяников. Люди страдали, изнывали и покупали кондиционеры. А я была так воодушевлена работой, что ничего не замечала. У меня не было даже вентилятора – но мне было классно. Потому что у меня была возможность творить, не отвлекаясь ни на что.
Муки творчества – это не когда ты сидишь и мазохистски пытаешься выдавить из себя хоть что-нибудь. Настоящие муки творчества – когда из тебя прут идеи, а у тебя нет возможности немедленно их оформить и сохранить все до единой.
А если вы считаете иначе… Смотрите лучше сериал.
© NoorySan.
«Братья-писатели, в нашей судьбе
Что-то лежит роковое
Если бы все мы, не веря себе,
Выбрали дело другое…»
Это писал очень успешный, талантливый картёжник и сибарит Некрасов. Вообще, всем творческим людям присущ двойной естественный отбор. Между любителями сериалов и любителями-графоманами дистанция огромного размера. Но между графоманом и настоящим писателем дистанция гораздо огромней. Кстати, также и в шахматах.
А мои любимые братья-писатели — это Вайнеры. Ну ещё Ильф и Петров. Стругацких к стыду своему не читал. Только в кино смотрел. И по телевизору.
Восходит чудное светило
В душе, проснувшейся едва,
На мысли дышащие силой
Как жемчуг нижутся слова. (c)
Кто последнего ощущение не испытывал, тому не повезло…
«Если ты такой успешный, почему ты такой мрачный?» (это я о Некрасове). Мне нравится ранняя Дашкова. Реально: читаешь, и ощущаешь всё, что происходит — кожей чувствуешь всё, о чём читаешь. А главное — каждое слово в тексте выверено, язык не ломается, не замечаешь, как уже всю книгу прочитал.
…тому просто не дано. Зато, быть может, он классные варит борщи. Или диковинные цветы разводит 🙂
Кстати, только так, нанизывая слова, как жемчуг, и надо писать. Такие тексты нанизанные редактуре не подлежат. Одно слово тронь — и всё ожерелье рассыплется и слова-жемчужины звонко заскачут по полу, раскатываясь по углам. Главное потом не навернуться, если жемчуг под ноги попадёт 🙂
Очень понравился этот пост. Читать легко и интересно. У меня, заядлого компьютерщика (кстати, мы тоже в чём-то творцы!) обвешанного всевозможными гаджетами и компьютерами, всегда есть «куда творить». За то часто возникает другая проблема — отсутствие вдохновения, когда я очень в нём нуждаюсь. Так что, очень надеюсь, что в скором времени увижу у Вас статью на тему «Откуда черпать вдохновение и где брать творческие силы». Успехов Вам! 🙂
Спасибо! Придётся вам статью пообещать. Про вдохновенье. Заходите 🙂
Отличный текст! Прямо до глубины души и каждая впадинка ее дна))) Все так и ничего лишнего. Благодарю, читал с наслаждением, больше, наверное, чувствовал словно сам пишу.
Большое спасибо! Когда я пишу, то как будто попадаю в другое измерение. И, кстати, Сергей! Прочитала у тебя похожую мысль! О том, что со временем перечитываешь свои посты и сам себе удивляешься: неужели это я написал? (Сразу вспомнилось классическое: «Ай да Пушкин, ай, да сукин сын!» — видимо, у АлексанСергеича было то же самое!) 🙂