Зачем школам пятидневка

Зачем школам пятидневка

Зачем школам пятидневка? Цвет нации снова под угрозой. Думаете, только в 30-е годы прошлого века в России целенаправленно уничтожали умных и образованных людей? В нашей стране это постоянный процесс. Просто раньше избавлялись от взрослых. Теперь взялись за детей. В самом деле: зачем ждать, пока они вырастут, если можно уничтожить цвет нации на корню?..

Как это сделать? Легко! Просто пересадить «цветы жизни» из плодородной почвы в бесплодную. Зачем? «Патамушта»!

Серой массой проще управлять

Умных и талантливых власти боялись во все времена. Серой массой управлять проще. Она не опасна, потому что не умеет думать. Ее этому не научили – и слава богу. Чем больше будет школ, где не будут этому учить – тем лучше. Именно так думал тот, кто постановил перевести российские школы на пятидневку. Все подряд, поголовно — 100%. Независимо от статуса учебного заведения и программы. Из-за этого школы с качественным образованием (гимназии и лицеи) станут платными или исчезнут – растворятся в серой массе рядовых школ, работающих по усредненной «базовой программе». Вопросов два: кому это выгодно (впрочем, уже ясно, кому) и как этого избежать?

Школа для всех

Когда власти вдруг озаботились здоровьем детей и постановили всем школам учиться только 5 дней в неделю, 80% школ тут же отрапортовали, что у них пятидневка. Смешно бы было: 80% — это обычные районные школы, где и так всю жизнь пятидневка. Школы, куда сейчас принимают всех подряд, включая детей мигрантов, с трудом говорящих по-русски. Понятно, зачем этим школам пятидневка. Во многих школах «с базовой программой» и 5 дней в неделю ученикам делать нечего – поверьте учителю со стажем. Если вы знаете, что представляет собой «базовая программа» и какой вредитель ее российским школам навязал, то у вас уже есть ответ на первый вопрос.

базовый учебник

Школы для умных

С 80% всё ясно. А что в остатке? Оставшиеся 20% — это гимназии и лицеи (неужели в правительстве этого не знают?). Там предметы изучаются углубленно и из-за этого в пятидневку не умещаются (неужели и этого в правительстве не знают?). Получается, что весь сыр-бор с пятидневкой – из-за этих самых школ. Необыкновенных. С собственной отработанной программой, с талантливым педсоставом и одаренными учениками. Многие из которых потом легко поступают на бесплатные отделения лучших вузов Москвы. Вывод напрашивается сам. Либо в правительстве сидят те, кто плохо учился и теперь меряет по себе (по принципу «и так сойдет»), либо те, кому не выгодно, чтобы дети росли умными. Ведь даже всего 20% умных и умеющих мыслить граждан – для властей реальная опасность. История это подтверждает.

зачем школам пятидневка

Давайте не будем топить «за пятидневку» — что здоровье детей дороже и так далее. Никто ведь не утверждает обратного? Школы с углубленкой перевести на пятидневку нельзя. Иначе бы они давно сами на нее перешли. Опять же – в гимназиях и лицеях учатся те, кто целенаправленно их выбрал. Это их выбор – так уважайте его? Уважайте желание детей получать качественные знания, а не «базовое образование»!

Моя дочь учится в хорошем лицее и в этом году уже заканчивает 9-й класс. Они учатся по субботам, и у них не бывает меньше 7 уроков в день. От дома до лицея — 6 остановок общественным транспортом. Я вижу, как ей нелегко. И неоднократно предлагала (не всерьез, но предлагала) дочке перейти в ближайшую к дому школу. В которой она училась до 5 класса. Не стану описывать бурю возмущения и нелестные характеристики бывшей школы и ее контингента, которыми отреагировала на моё предложение дочь. И добавила, что уйдет из лицея, только если ее оттуда выгонят или лицей закроют. Кстати, из нашего лицея легко отчисляют (за неуспеваемость, за неподобающее поведение и т.д.) потому что на освободившиеся места очередь стоит из учеников обычных школ, кого зачислили «в резерв».

Кому-то нравится учить ребенка в ближайшей школе, плевать в какой, главное — рядом с домом. А кому-то хочется дать ребенку добротное образование, которая обычная школа обеспечить не может в силу своей «базовой» (читай — никакой) программы. Не сомневаюсь: каждая мама хотела бы учить детей рядом с домом и не переживать, что им приходится ездить в школу в другой район (и даже город). Но что делать, если рядом с домом нормальной школы нет, а есть «базовая»?

Я понимаю, что уже достала вас упоминанием «базовой программы». Обещаю, что отдельно расскажу, что это за программа такая, и вам всё станет ясно.

школа для тупых

Так вот. В большинстве гимназий и лицеев – профильное обучение. Поэтому туда принимают по конкурсу: при поступлении дети проходят собеседование, психолога и сдают вступительные экзамены по выбранному профилю. Отбирают лучших. Неспособных отсеивают. Конкурс жесток, но оправдан. Зачем принимать ребенка, который заведомо не потянет углубленную программу? Чтобы через месяц отчислить? Да, там много уроков за счет углубленного (качественного!) изучения предметов шесть дней в неделю. Раз родители и дети сами выбрали такие школы, то это же не просто так? Знали, на что идут?

Почему меня так интересует эта тема? Потому, что я не только журналист, но и учитель со стажем, поэтому знаю все окрестные школы и с лица, и с изнанки — я работала во многих из них — и в обычных, и в углубленных. С одной стороны, мне нравится идея с пятидневкой, потому что у детей получается два выходных, а не один. С другой стороны – мы и наши родители учились 6 дней в неделю, и никто не умер.

Так зачем школам пятидневка?

И что получится, если в гимназиях и лицеях в приказном порядке её введут? Во-первых, им придется «раскидать» субботние уроки по другим дням, и у детей получится не по 6-7, как сейчас, а по 8-9 уроков в день. А это непродуктивно – ведь если на 6 уроке ученики хоть с трудом, но что-то еще соображают, то на 9-м даже отличники будут тупить от усталости. Поверьте – на 9-м уроке учитель сам уже тупит по полной программе. Хоть по базовой, хоть по углубленной. Опять же, ставить в расписание 8-9 уроков лицеям-гимназиям никто не даст, оправдывая это заботой о здоровье школьников. И с этой стороны это правильно.

Во вторых – давайте рассмотрим пятидневку с материальной точки зрения. Сейчас «углубленное обучение» в них дети получают бесплатно, потому что все уроки стоят в расписании и расписаны по учительским ставкам. Чтобы сохранить прежний уровень обучения при переходе на пятидневку, не умещающиеся в расписание уроки придется вынести за сетку и сделать факультативами. Оплачивать их учителям в этом случае уже никто не будет, а бесплатно давать их они вряд ли захотят. Да и с какой стати? Поэтому платить за них предложат родителям. Те, кто не сможет или не захочет платить за то, что было бесплатным и вдруг стало платным – заберут детей и переведут в ближайшую «бесплатную школу». Сколько учеников останется в хороших школах при таком раскладе? И при таком нерадужном экономическом положении в стране, которое только усугубляется?

Что в итоге? Качественно выполнять свою программу за 5 дней в неделю гимназии и лицеи не смогут. Но их никто за это не закроет. Их уничтожат иначе – им просто предложат перейти на базовую программу. И хорошие школы для одаренных детей исчезнут, превратившись в обычные – для всех. Тадаммм! Что и требовалось доказать. И если раньше способные дети могли получать качественные знания на уроках, то теперь они получат только «базовые», а за качественными им придется ходить к репетиторам. Во внеурочное время. Как делают сейчас ученики «базовых» школ, озабоченные низким качеством обучения в этих школах.

базовая программа в школеНа днях дочкин лицей поставили перед выбором: стать платным или стать, как все. Что общего в двух этих вариантах? При любом исходе в каждом из них есть вероятность, что хороших школ в Подмосковье станет на одну меньше. А в итоге не останется совсем.

А знаете, что в истории с переходом школ на пятидневку самое смешное (на самом деле – грустное)? Что всё было сделано «по-честному»: в ненавистном мне электронном дневнике на «Школьном портале» был устроен опрос родителей за и против пятидневки. Помните 80% школ, в которых и так всегда пятидневка? Считать умеете? Посчитайте результаты опроса. Теперь вам всё понятно?

Помоги себе сам

Если с дочкиным лицеем (не дай бог!) это произойдет – мы с мужем сможем дать ей достойное образование дома своими силами. У нас хватит на это ума и ресурсов. Способны ли на это остальные родители? Есть ли у них на это время, а, главное – желание бесплатно выполнять работу, за которую взяло на себя ответственность государство, декларируя бесплатное среднее образование для всех граждан страны?

Я против перевода 100% российских школ на пятидневку. Я за то, чтобы гимназии и лицеи оставили в покое и позволили им продолжать растить цвет нации. А теперь — давайте, обвините меня в саботаже. А заодно в нежелании видеть свою страну в будущем одебиленной на все 100%.

© Текст и фото – Noory San.
© Иллюстрации – Злой ИА.

Svet

Похожие истории

5 комментариев для “Зачем школам пятидневка

  1. «Хочешь завоевать страну — воспитай её детей» — этим все сказано!
    Советское образование было самым лучшим! Изменение всей системы образования — это и есть смена приоритетов.
    «Стадами легче управлять!» — ключевая основа захвата территорий. Возможно я ошибаюсь, но это мое мнение. Особенно после внедрения нового ФГОСа, при котором ребенку надо быть вундеркиндом, а иначе ему ничего не объяснят (изначально должно быть развиты воображение и фантазия)…

  2. Школьная программа — это массивный и инертный план. Он составляется с учетом тысяч условий, рассчитан на несколько лет и в его выполнении задействованы миллионы людей. Т.е. — это чрезвычайно неповоротливый исполин. Траекторию его движения без катастрофы изменить нельзя!
    Школьная программа — как часовой механизм, где шестеренки — это
    -календарный план занятий,
    -методические пособия по их проведению,
    -учебники и инструменты для освоения программы,
    -всевозможные виды обеспечения выполнения календарного плана.
    План этот составлен на 11 лет!
    Теперь представьте: кому то захотелось вместо шести дней учиться пять?
    Нужно переделать календарный план. На его основе сократить школьную программу (потому что она составлена на 11 лет и если количество часов в неделю уменьшается, а общее время обучения не увеличивается, то приходится сокращать программу). Под этот план написать новые учебники с ужатой информацией. Под них — новые методические пособия по проведению занятий. Согласовать обеспечение школьного процесса с различными структурами целой страны. Представляете, какой сложный процесс?
    Спросите: «Ты самый умный, что ли? Что, чиновники из российского правительства этого не знают?» Боюсь, что нет. Ибо эти «новаторы» обучались в ВУЗах страны в 90-ые и сами являются продуктом ежегодной смены программы обучения, противоречащих друг другу учебников и, как следствие, разрозненных не систематизированных знаний. Этакие калеки, пострадавшие мозгом от ельцинской базовой школьной программы, в которой нарушен основной принцип: «Не навреди!»
    Они, представители современной власти, являются главным доказательством того, что школьную программу нельзя менять, когда заблагорассудится! Причина может быть лишь одна: смена внутриполитического курса государства, его идеологии.
    Так что, господа недоучки из правительства, РУКИ ПРОЧЬ ОТ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ !!!

  3. Вот именно! Базовая программа по принципу «помоги себе сам» (а на самом деле — «спасайся, кто может!») ;-(

  4. «Господа недоучки из правительства»… Как им вообще мозгов хватило туда попасть? Видимо, мозги в этом деле не главное? А может, мы в самом деле не тому детей учим? Может, надо учить выживать и пробиваться? Бывшие двоечники в правительстве это «на отлично» освоили!.. 🙁

  5. История повторяется. Наши родители рассказывали, как их учили в послевоенные годы, и ужасались тому, как учат нас — их детей. Но при этом все мы выросли и добились успехов в жизни (те, кто действительно хотел добиться).

    Теперь пришла наша очередь ужасаться тому, как учат сейчас наших собственных детей. И наше школьное образование, которое мы получили в 70-80-е годы, видится очень даже качественным на фоне того, как сейчас обстоят дела в школах. Даже интересно, что будет дальше…

Обсуждение закрыто.

Читайте также x