Я вчера побывал в транзитной зоне. Нет, это не пересыльная тюрьма. Это выставка стрит-арта, которую организовал знаменитый Музей современного искусства Permm. Именно так, с двумя M и велел писать название музея его основатель, известный галерист Марат Гельман.
Транзитная зона — последняя экспозиция, которую этот музей организует на Речном вокзале. Пермь переживает сейчас эпопею музейных переездов. На Речной хотят переселить главный пермский музей — Художественную галерею, чему активно противятся её сотрудники и многочисленные общественники.
То, что старое здание Речного вокзала плохо оборудовано для приёма знаменитой на всю страну галереи, понятно. Однако Музей современного искусства Permm с его неприхотливыми работами чувствует себя хорошо и привлекает пермяков и гостей города.
Воскресным днём в залах музея вместе со мной бродило человек 30. А в кассе даже пришлось отстоять очередь.
Билет на выставку стоит 100 рублей. Экспозиция развёрнута на двух этажах и при входе висит объявление о том, что для посетителей с ограниченными возможностями есть специальный лифт.
Фото и видеосъёмка разрешена. Гостей призывают выкладывать свои материалы в социальных сетях с хэштегами #permm и #транзитнаязона. Прошу прощения за качество фото — снимал на телефон.
Попав внутрь, вы сразу понимаете, что расслабляться вам никто не позволит.
Направления осмотра нет, можно бродить в любом. Работы размещены на стенах и на колоннах.
Здесь как-то сразу проникаешься мыслью, что Цой жив. Его стихи — на всех колоннах первого зала.
Большинство работ политически нейтральны. Цель выставки — заставить работать воображение. Ассоциации рождаются самые разные.
Тут представил то ли хирургическую операционную, то ли мясокомбинат.
Эта стена напомнила о цветах жизни.
А эта летучая мышь заставила вспомнить эмблему спецназа ГРУ.
Есть работы с элементами эротизма. Вот девушка печалится, что её скоро сотрут. Выставка продлится ещё месяц — до 15 мая.
А вот эротизм буржуазно-индустриальный.
Люди, не по наслышке знающие о проблеме интернет-зависимости, будут рады вот этой работе. Лично мне вспомнилось: «Переживаешь, что жена всю ночь сидит в Одноклассниках? Ну так приедь, забери её… на своём танчике!»
Чтобы граждане не забывали, что находятся на территории Речного вокзала, одна из работ призывает учиться плавать. Вспомнился Васюкинский шахматный клуб.
Самой необычной мне показалась вот эта композиция — стена, полностью заклеенная старыми школьными фотографиями.
Ещё здесь есть религиозные мотивы, причём из разных конфессий. С одной из стен на вас смотрит зеленоглазый Спаситель.
Имена авторов и арт-студий написаны трафаретом на полу рядом с картинами. К сожалению, большинство имён мне ничего не сказало. Исключение — харьковский художник Роман Минин, чей коллаж на некую индо-арийскую тему помещён рядом с ликом Христа.
Кисти Романа принадлежит одна из самых известных настенных композиций в Перми — Пермский Гомер на торцевой стене Дягилевской гимназии. Говорят, этой картины больше нет — то ли закрасили, то ли стену снесли. Во всяком случае, я видел предложение собрать средства на восстановление Гомера. Хорошая идея! Хотя неужели у нас нет своих мастеров?
На втором этаже музея современного искусства Permm в режиме нон-стоп работает детская студия Чердак. Мальчишки и девчонки в небольшой комнатке разводят краски и рисуют прямо на белых стенах. В студии шумно и весело, настоящий позитив. А всё потому что…
… и когда вы выходите из полумрака музея на яркий солнечный свет к полноводной Каме, хочется верить, что счастье не за горами…
(с) Тень.
Зимний формат стритарта — неожиданно в помещении. Название странное. Не понятно, почему так назвали и слово зона совсем не хорошее изза ассоциаций с тюрягой. У нас рядом открыли спа салон, который называется «Комфортная зона». Ни разу не видела, чтобы туда хотя бы кто-нибудь заходил, наверное никому не хочется на зону, даже, комфортную!
«Выставка называется «Транзитная зона» неслучайно. Ведь сам музей современного искусства находится примерно в том же самом состоянии – на стадии переезда». (цитата из пресс-релиза)
Есть на что посмотреть))