не летайте самолетами аэрофлота

Самолет летит …колёса стёрлися

Вы всё ещё летаете российскими авиакомпаниями? Тогда мы идём к вам. И даже не идём – бежим!

Мы – это я и мой собеседник – военный лётчик с огромным опытом, специалист по безопасности полётов в военной и гражданской авиации.

— Вопрос первый: для чего бить тревогу, неужели в российской гражданской авиации всё так плохо?

— Плохо – мягко сказано. С каждым годом количество авиакатастроф в России стремительно растет. И дальше будет только хуже. Потому что, в настоящее время о безопасности пассажирских авиаперевозок никто не думает. Если бы граждане России прислушались к призыву, вынесенному в заголовок этого поста, и перестали покупать билеты на самолёт, то авиакомпании либо обанкротились бы, либо озаботились надлежащей безопасностью полётов. И государство было бы вынуждено, наконец, принять определенные меры для того, чтобы коренным образом повлиять на ситуацию, сложившуюся вокруг гражданской авиации. Потому что, наша гражданская авиация по сути умерла. Когда было уничтожено министерство гражданской авиации и проверку готовности летного состава навесили на министерство транспорта, на этом можно было поставить точку. Что, в принципе и сделано. Если сравнить с 1991 годом, когда распался СССР, то с тех пор многократно возросло число аварий и авиакатастроф, за каждой из которой — гибель большого количества людей.

— С чем связана столь печальная статистика?

— Если в 1991 году основной причиной был техногенный фактор – отказ авиационной техники и навигационного оборудования на земле, то в настоящее время к этому добавился человеческий фактор. Это ошибки в технике пилотирования, ошибки при руководстве полетами (диспетчерской службы, руководящей полетами на земле и в воздухе) и неграмотная эксплуатация авиационной техники на земле и в воздухе. На данный момент это три основные причины аварий и авиакатастроф, и все они связаны с человеческим фактором. А если это всё суммировать со старой техникой, которую покупают наши авиакомпании… Это ведь не новые самолеты, некоторые из них до покупки уже отлетали по 30 лет!

— Что случилось с нашими пилотами? Они разучились летать?

— После распада СССР уровень подготовки летного состава всё время снижался. За счет того, что уничтожили лётные училища. Преподавательские кадры и инструкторов, которые были подготовлены, разогнали – им в 90-е перестали платить, и люди ушли из авиации туда, где платили. Учить пилотов стало некому. Некоторое время ситуацию в гражданской авиации спасали опытные лётчики, успевшие пройти нормальную качественную подготовку, но они не вечны, они стареют и уходят на пенсию. А современная подготовка не выдерживает никакой критики, потому что фактически её нет — наработанная десятилетиями лётная «школа» практически уничтожена. На всю Россию осталось всего два лётных училища для гражданских лётчиков — в Ульяновске и в Санкт-Петербурге.

Вы сядете в машину с водителем, который получил права после 10 поездок с автоинструктором? В авиации всё гораздо хуже. У большинства современных пилотов есть удостоверение, но нет лётной практики. Потому что удостоверение пилота они получили после полётов на тренажёре за границей. А полёт на тренажере на земле отличается от полёта в воздухе с полным салоном пассажиров, как небо и земля.

В наше время у нас в летную книжку вместе с реальными полётами записывался налёт на тренажере. Так вот, количество полётов реальных и количество полётов на тренажере должно было быть примерно одинаковое и не меньше определенного значения. Тогда летчик считался натренированным. А сейчас если взять у пилота лётную книжку, то там будет только полёт на тренажере. Всё. Их никак не готовят. Им не дают летать на самолетах, потому что, это очень дорого. Не каждая авиакомпания может себе это позволить, поэтому они отправляют пилотов в существующие школы за бугор. Они туда едут только для того, чтобы  там получить пилотское удостоверение. А не для того, чтобы вернуться действительно подготовленным к полетам – этого даже близко нет! В той школе он проходит некий установочный курс и получает корочку пилота. Всё.

Для эксплуатации гражданских самолетов у нас сейчас не только никакой инфраструктуры нет, кроме дорогих аэропортов, наше государство ничего не делает для того, чтобы полеты были безопасными. Хотя это – прерогатива именно государства. Потому что, авиакомпания не в состоянии обучить пилотов – у неё нет на это денег. Потому что обучение пилота (хотя бы до уровня второго пилота) – это примерно миллион баксов. На каждого – миллион. Это там, за бугром. А у нас здесь расценки ещё выше. И если авиакомпания вложит в обучение пилотов деньги, она просто обанкротится.

— То есть, мы на ясном глазу садимся в самолёт, за штурвалом которого сидит неуч?

— Очень часто именно так и происходит. Основные проблемы современных российских пилотов связаны с тем, что мы начали использовать и эксплуатировать американскую и европейскую технику. А что американцу хорошо, то русскому – смерть. В буквальном смысле.

avia-02

Кабина иностранного самолёта

Возьмем элементарный пример. Вот самолет, Боинг-737. У него все показания «американизированы» – скорость показана в узлах, высота в футах. Что такое 3000 футов? У русского пилота эта величина в голове не укладывается. Как бы его ни учили, он всё равно эти 3000 футов начнёт переводить в метры. Обучить этому нельзя, наша метрическая система у нас чуть ли не  генетически заложена внутри. И большинство аварий и катастроф в первые годы после получения нами иностранных самолетов, были связаны именно с этим. Счёт в воздухе идёт на секунды, а пилот, чтобы принять решение, тратит их на перевод футов в метры, а узлов – в километры в час. А пока переводил, самолёт уже упал. Вместе со всеми пассажирами.

настройка автопилота

Система управления бортовым компьютером иностранного самолёта

Система контроля топлива и управления насосами

Система контроля топлива и управления насосами

Всё просто и понятно, не правда ли?…

Раньше, чтобы стать командиром экипажа, нужно было налетать определенное количество часов и выполнить определенные упражнения. Налетать, а не на тренажере насидеть. Потому что, полет на тренажере очень сильно отличается психологически от натурального полета. Потому что коэффициент опиздинения в полете в 1000 раз выше, чем на тренажере. Да, на тренажере ты все сделал. Но стоит тебя посадить в кабину настоящего самолета, и если ты ни разу не летал, и не дай бог, произойдет какая-нибудь фигня… Растерялся — ЧИТАЙ инструкцию!..

Инструкция по действиям в аварийных случаях в полете

Инструкция по действиям в аварийных случаях в полете

 

А если непонятно — погугли!

 

запросы по управлению самолетом

Например, загорается желтый маркер, который начинает мигать и голос по-английски тебе говорит: «Бла-бла-бла дигриз севен бла-бла» — и наступает пиздец. А пилоты хоть и сдавали английский язык, но мы прекрасно знаем, как это делается. «Дал» – значит, сдал. «Не дал» – не сдал. И вот пилот начинает переводить это у себя в голове, сучит ручонками, отключает автопилот, потому что там при любой неисправности предписано отключить автопилот. А что дальше делать – он не знает. Потому что лётная практика у него никакая либо её вовсе нет. А вы сидите у него в салоне и вам желают приятного полёта.

Кроме того, авиагоризонт на иностранных самолетах показывает картину, диаметрально противоположную «нашей». Пилоту, который всю жизнь летал на наших самолетах, переучиться очень сложно — в критический момент он автоматом воспринимает картинку, так, как он привык её воспринимать, а не как это делают иностранные пилоты. Возникает парадокс: в лётных училищах лётчиков учат пилотировать отечественные самолёты, а работать впоследствии они вынуждены на иностранных. Самое страшное, что та же самая проблема — и у авиадиспетчеров на земле! Их тоже обучали работать на отечественном оборудовании!

ошибка авиадиспетчераВыход один: государство должно обязать авиакомпании требовать от поставщика техники соответствия российским метрическим системам. Если так сделать, полёты уже станут немного безопаснее. В самолёте всё должно соответствовать русским стандартам, потому что наши лётчики так устроены.

— Очень часто причиной авиакатастроф называют автопилот. Почему?

— Автопилот работает только на определенной высоте. При аварийных ситуациях и во время посадки лётчик всё должен делать сам, в ручную. Автопилот – причина почти всех аварий и авиакатастроф у нас. Реально.

— Есть конкретные примеры подобных катастроф?

— Конечно. Я хорошо помню катастрофу, которую мы разбирали здесь в Москве, она как раз произошла в начале 2000-х. Авиакомпания закупила самолеты А-320. И вот на этом аэробусе из какой-то там провинции весь тамошний свет решил лететь в Москву. Это был такой пиар-рейс – мэр, его семья и другие «шишки». А раз они «крутые», то им надо же было обязательно в кабине посидеть! Сыну мэра непременно хотелось усесться за штурвал и порулить. Ну, он и порулил. Хрен ли?

Они летели на высоте 10 тысяч метров, и был включен автопилот. Сын мэра сел и начал штурвал тягать. А американский автопилот устроен таким образом, что если к штурвалу приложить определенные усилия, то автопилот автоматически отключается. А обратно он включается только вручную. А пилоты этого не знали, потому что самолёт для них новый и инструкция на английском языке, который они «сдавали».

Сын мэра наигрался, штурвал бросил и ушел в салон. Самолет некоторое время летел прямо, потому что он устойчивый в аэродинамическом отношении. А потом случилась турбулентность и он перестал быть устойчивым. Он начал накреняться. И накренился до 80 градусов по отношению к земле. Когда самолет делает это медленно и плавно, этого никто не замечает. Потому что, самолет не просто накреняется, но и изменяет траекторию в сторону крена. И в этом случае перегрузка не ощущается. И летчики теряют пространственную ориентировку, тем более, что летели они ночью.

И вот – никто ничего не замечает, они шутят в кабине, пьют шампанское и так далее. Мы всё это слышали, когда прослушивали запись из «черного ящика», который записывал все разговоры в кабине до самого конца. И тут второй пилот говорит: «Что это у нас с приборами? Они как будто сошли с ума». Первый пилот: «А у меня вообще тангаж не показывает». Второй пилот смотрит на командирский прибор, а оказалось, что он вообще был у него выключен и стрелка прямо указывает. На иностранных самолетах, если прибор выключен или неисправен, то стрелка застопорена и флажков нет. Но наши пилоты этого не знали! Потому что, на русских самолетах наоборот! На наших самолетах, если флажки выдвинуты, значит, прибор неисправен, и верить ему нельзя.

Командир экипажа – человек опытный. Но он летал на наших самолетах! А на их – не летал. Он съездил переучился в Штаты на тренажер, и всё. И когда, наконец, догадался уже потом на другие приборы посмотреть – а по ним скорость растёт и высота уменьшается: самолет втянулся в пикирование и его из него уже не выведешь. Поздно.

И толку от того, что пилот тянет на себя штурвал изо всех сил, пытаясь вывести самолёт из пикирования, никакого нет. Так они до самого конца и тянули, пока не воткнулись в землю. Уже у самой земли командир таким спокойным голосом говорит: «Ну всё, нам конец». На этом запись прервалась.

 — Неужели с тех пор в гражданской авиации ничего не изменилось?

— Изменилось. К худшему. Сейчас подготовка пилотов находится на таком уровне, что каждый полет с людьми – это очень большой риск. И то, что количество аварий и катастроф многократно возросло – причина именно в этом. Как результат – огромное число погибших. Я не беру терроризм, хотя терроризм тоже сюда относится, потому что это человеческий фактор: это плохая подготовка к полетам, это плохое обеспечение безопасности в аэропорту.

— И что же делать? Не летать? Пешком ходить?

— Честно? Зная всё то, о чём я рассказал, я не летаю самолётами российских авиакомпаний. Только в исключительных случаях. Потому что мне жить еще не надоело. И было бы правильно, если бы все остальные люди тоже бойкотировали полёты на самолётах российских авиакомпаний до тех пор, пока министерство транспорта хотя бы не отчитается о том, что они создали условия для обучения лётного состава. И не перечислит, какие. После этого пройдёт года два, потому что пилоты должны успеть научиться летать. И тогда мы полетим. В подтверждение нашего разговора скажу, что по долгу службы я много лет  занимался безопасностью полётов, так что, всё вышесказанное — это действительно мнение профессионала. А не диванного эксперта.

© Текст – Noory San. Картинки – Злой ИА.

Самолет летит …колёса стёрлися: 7 комментариев

    1. Страшно то что на нас пассажирах и летчиках. которые рискуют своей жизнью потому что у них нет другого выбора наживаются российские авиакомпании и чиновники. Вот ради чего стоит выйти на площади с требованием обеспечить безопасность полетов пассажирских авиалайнеров.

      1. СВ — отличная альтернатива перелёту. В том числе по деньгам. А что касается времени, то поговорку «тише едешь — дальше будешь» еще никто не отменял.

    1. С экспертом я знакома лично, но решила его не называть. Я пишу книгу об этом человеке и его подвигах. Если вам будет интересно, вы её прочтёте. А если охота просто потроллить — не тратьте время, Юджин. Моё и ваше.

    1. Нет. Не вертолётчик. Совсем другой человек. Герой без кавычек. В отличие от героев, просиживающих штаны в инете и лучше всех всё знающих без отрыва попы от дивана.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *