Строились ли храмы при советской власти? Бытует мнение, что в СССР церкви исключительно взрывали. И мало, кто знает, что строительство храмов при Сталине было частью внутренней политики.
Те из нас, кто учился в советской школе, помнят ещё, наверное, антирелигиозные стишки Маяковского и Есенина. Ни тому, ни другому поэту не удалось дожить до апофеоза воинствующего атеизма — уничтожения Храма Христа Спасителя и массового превращения церквей, монастырей, часовен в склады, казармы и сельские клубы. И хорошо, что не удалось.
Однако, как ни парадоксально это звучит, при советской власти культовые сооружения не только взрывали и превращали в овощехранилища. Храмы открывались и освящались. В единичных количествах, подчас ненадолго, но это случалось.
Традиционно самым известным «советским» храмом считается старообрядческая церковь Николая Чудотворца у Тверской заставы в Москве, освящённая в 1921 году. Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы (площадь у Белорусского вокзала) был возведён вместо деревянной часовни. Строительство началось в 1914 году. К Октябрьской революции здание было уже почти построено, на колокольню подняли колокола. Однако отделка затянулась до 1921 г. Жизнь в храме продолжалась до 1935 года.
В войну в храме находился склад ПВО. Позже там открылась мастерская скульптора Орлова, автора памятника князю Долгорукому. Затем мастерскую передали художественно-производственному комбинату имени Вучетича.
В 1993 г. храм был возвращён Старообрядческой Митрополии. Первый молебен прошёл 2 августа 1995 г. В храме расположена крупнейшая в России лавка, торгующая старообрядческой литературой. Храм является всероссийским памятником архитектуры.
В середине двадцатых годов прошлого века небольшие сельские храмы назло стараниям воинствующих безбожников всё-таки открывались. И дали нам замечательные образцы православной архитектуры.
Где строились храмы в 20-е годы
1925 г. Церковь Флора и Лавра, Хредино, Струго-Красненский район, Псковская область.
1926 г. Церковь Параскевы Пятницы, Великодворье, Гусь-Хрустальный район, Владимирская область.
1926 г. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Войново, Меленковский район, Владимирская область.
1926 г. Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Щелково, Кимрский район, Тверская область.
Увы, 30-е годы стали самой чёрной полосой в истории как РПЦ, так и других конфессий. Мне удалось найти лишь одну церковь, открытую в это десятилетие. 1936 г. Церковь Казанской иконы Божией Матери, Тосно, Тосненский район, Ленинградская область.
Великая Отечественная война заставила бывшего семинариста Иосифа Джугашвили пересмотреть своё отношение к вере и верующим. Думаю, не на пустом месте возникло предание о том, что в 1943 году вдоль линии фронта летал самолёт с Владимирской иконой Богородицы на борту. Правда, есть ещё легенда, что другой самолёт летал с мощами Тамерлана. Но так или иначе, после Победы православная церковь получила определённые милости отца народов.
Церковь Воздвижения Честного Креста Господня в Элисте. Церковь, устроенная в середине 40-х годов в здании бывшей церковно-приходской школы.
Как строились храмы в 40-е годы
Интересно, что сразу несколько больших храмов было построено в 1946 году в Челябинской области — одном из центров советского танкостроения. Возможно, таким образом вождь отблагодарил уральцев за их ратный и трудовой подвиг.
Отдельной строчкой следует упомянуть возведение православных храмов на территориях национальных окраин. Тут речь шла скорее об имперской политике и поддержке православного русскоязычного населения.
На территории Пермского края в советское время появилось два православных храма — в Ординском районе и в Нижней Курье (Кировский район краевого центра).
Вот уже 20 с лишним лет мы живём в обществе, где разрешена любая религия. Но ведь вера не в том, как часто ты ходишь в храм и как зовут твоего бога. Не в том, на каком языке читают молитву — русском, латинском или арабском.
Господь стучится в двери наших сердец. Неужели ты повесишь на эту дверь табличку «Не беспокоить»?
© Текст — Тень. Фото — Noory San.