Кто они — люди дождя?

Кто они — люди дождя?

Хотите, я познакомлю вас с человеком, который умеет вызывать дождь? И вы узнаете, кто они — люди дождя? Это не сказка, никакой мистики.

Давайте знакомиться. Одна из этих людей – я. Но обо всём по порядку. Расскажу вам о старинном казахском роде Жамбырши, к которому я принадлежу. «Жамбыр» в переводе с казахского означает «дождь». Когда в нашем роду проходят мероприятия и праздники, всегда идет дождь. Или когда кто-то из родственников собирается в дорогу, то погода всегда меняется. Дождь всегда сопровождает нас. Плохо или хорошо – не знаю. Но наши старички (так я называю старшее поколение) говорят, что это хорошо. Чтобы понять, как это получается, нужно знать, что такое казахский род, поэтому давайте заглянем в историю.

По данным Википедии, казахи являются четвёртым по численности тюркским этносом России после татар, башкир и чувашей и десятым среди всех этносов страны. Казахское ханство (каз. Қазақ хандығы) образовалось в процессе распада Золотой Орды в 1465 году на территории современного Казахстана и сопредельных с ним государств. В начале XVIII века, в результате сопротивления внешней агрессии ханство разделилось на жузы — Старший (Ұлы жүз), Средний (Орта жүз) и Младший (Кіші жүз). При султане Абылай хане три жуза признали его ханом Казахского ханства. После его смерти ханство вновь распалось на жузы, но вскоре хан Кенесары был провозглашён общеказахским ханом и Казахское ханство было восстановлено.

Казахский род (каз. Ру) — термин, обозначающий принадлежность к определенной группе. Согласно казахским обычаям, каждый казах обязан знать своих предков до 7 колена, то есть, знать генеалогию и родословную своих предшественников.

Казахский народ состоит из трех жузов и разных родов. Жузы служили для управления огромной степной территорией и играли роль административных единиц. Существует 11 родов в Старшем жузе, 6 родов в Среднем жузе и 26 родов в Младшем жузе. Само слово «Жуз» означает «Часть», «Сторона». В основе образования жузов лежало объединение отдельных родов в союзы. Язык населения всех трех жузов был общим, но говор слегка различался. Были также некоторые отличия в бытовом укладе, в одежде, утвари и фольклоре.

Чтобы род продолжался, нужно было крепкое здоровое потомство. В  старину за этим строго следили. О том, что кровосмешение приводит к тяжелым последствиям, казахам было известно уже в древности. Поэтому предки нынешних казахов строго запрещали браки между близкими родственниками. В степи неукоснительно соблюдали принцип сохранения семи колен — браки, совершенные на более ранней стадии родства, были вне закона. Согласно своду законов казахской степи, «Жеті жарғы» (Семь Установлений), нарушители данного запрета карались смертной казнью. Между парнями и девушками одного рода могла быть только дружба, поскольку браки у казахов были экзогамными.

В старину казахские жузы и роды никогда не воевали между собой. Однако «Жер дауы, жесір дауы» — земельные споры, как у других народов, были и у казахов. Поскольку в степи не было правоохранительных органов и судов, все решали бии. Бий мог одним словом остановить враждующих и помирить их своим решением. Каждый из казахских жузов имел своего верховного бия.

Деление на роды помогает хранить память народа. Казахи были правы, используя деление на роды как защиту от кровосмешения. Иначе могло случиться непоправимое, вплоть до исчезновения нации. Нынешнее деление на жузы или роды, по большому счету, трудно назвать делением.

Род Берш (каз. Беріш) относится к Младшем жузу и является одним из древнейших родов как казахов, так и общетюркского этноса. В источниках перечисляются 9 его родовых подразделений: Себек, Жайык, Есен, Каратокай, Кулкеш, Бегис, Есенгул, Жамбырши и Бескаска. Самым старшим из всех всегда считался Себек. А я, как уже говорила, из рода Жамбырши – приносящих дождь.

Расскажу вам случай из жизни. Прошлым летом температура в Астрахани поднималась до  + 60’ С. Город изнывал от жары. А все мы, «люди дождя» — родные и двоюродные – общаемся в группе небезызвестного мессенджера. Я написала в группу и попросила всех помочь «выпросить» дождь у небесной канцелярии. Когда дружным потоком вся родня отписалась по этому поводу, не прошло и часа, как полил дождичек. Мистика? Не верите? Сама бы не поверила, если бы не участвовала в этом. Кстати, я группу так и назвала — «Люди дождя».

как вызвать дождь, люди дождяКстати, если написать в Яндекс-переводчике слово «жамбыр», то он выдаст «без осадков». Вот такой парадокс 🙂

© Текст и картинки — Айнагуль.

Послесловие от админа. Никто не знает, как это работает. Но оно работает! Когда во что-то очень веришь — это обязательно происходит. В качестве примера — фотография долгожданного дождя в августе горячего 2010-го года. Фотография по-своему уникальна, и однажды я расскажу вам, где и при каких обстоятельствах она была сделана. Автор фото «Дождь» — Дмитрий Фролов.

как вызвать дождь, дождь
Дождь…

Айнагуль

Похожие истории

54 комментария для “Кто они — люди дождя?

  1. Громко сказано — вызывающий дождь, Светлячок!) Вернее будет — пытающийся 🙂
    Если серьёзно, благодарю тебя за этот посыл. Без тебя не получилось бы статейки 🙂

  2. Самое место для рекламы( главное вовремя(

  3. Вода вообще интересная вещь, много чего с ней можно делать, если умеешь. Хоть того же Кашпировского вспомните, как он через телеэкран воду в банках заряжал (интересно, чем?), а особенно крема! Не кремы, а кремА! Вот ведь прикол, и вся ж страна велась на это!

  4. Зато все знают про крещенскую воду, и уж с этим не поспоришь. Поэтому я, например, верю, что есть люди дождя, и вода их слушается. Эй, люди дождя, ау! Где вы были, когда у нас тут два года подряд горело все подряд? Эх… вот бы пригодилось ваше умение.

  5. Здорово, что ты об этом написала. К тому же, ты только что вызвала для меня дождь — когда у нас тут траву жгли и я тебе пожаловалась, что в Малаховке по ночам нечем дышать. Сутки лило, как из ведра. А потом даже снег пошел — ломтями! Никогда не видела таких огромных снежных хлопьев даже зимой! Они по 4-5 см в диаметре и смешно плюхались в лужи.

  6. А что тут такого особенного, тут налицо коллективное усиление мыслеформы на фоне веками наработанного родового эгрегора. При чем тут вода! На месте дождя в таких случаях что угодно может быть, всем скопом можно вызвать что хотите, хоть потоп, хоть второе пришествие. Уверенность в результате, вот в чем секрет успеха. А здесь уже и напрягаться нет необходимости, раз детям следующих поколений из века в век вдолбили, что все в роду способны вызывать дождь, то они в этом и не сомневаются, у них за столько веков все уже идет по накатанной.

  7. Честно сказать, нам не вдолбили, а это происходит непроизвольно — от нас не зависит. Хотите верьте, хотите — нет! В прошедшие выходные сама жарила шашлычки на мангале, так не успела закончить — пошел дождь. В семье меня так называют: «нужен дождь — тогда мы идем к вам!»
    А за высказанное мнение — спасибо! Сколько людей — столько и мнений! Согласитесь?

  8. Легко!) Танцы с бубном — это так знакомо по работе 🙂

  9. Я так и сказал: предки наработали веками, вот у вас теперь и получается «само». Все гораздо сложнее, а вы зачем-то цепляетесь к словам. Никто не умаляет вашей наследственности. Пусть лучше это передается, чем алкоголизм или психические расстройства. Согласитесь?

  10. Айнагуль, как выяснилось после твоей статьи, мы не просто родственные души, но и родственники! Моя мама из рода жамбыршы берiш!

  11. Согласна! Ни разу не пыталась придраться к словам)

  12. Какой удивительный дар! Я очень люблю дождь, особенно весной! Вокруг вас наверно все хорошо растет? Если бы у меня был такой талант, я бы обязательно развела огород. А где вы живете, Айнагуль?

  13. Круто! Мою маму звали Роза, да еще ру сходиться) Супер!
    Мы должны были встретиться) Ура!)

  14. Я живу в Астрахани! Люблю этот город, хотя многие ругают его. Насчет огорода тоже задумалась, целенаправленно двигаюсь к своей мечте — дом с отдельным двором куплен)
    Дар? Громко сказано, мне кажется) Скорее — помощь предков или зов крови, может быть 🙂

  15. Айна, смешной вопрос: когда друзья идут с тобой на шашлыки или куда-нибудь ещё — они не сердятся за то, что ты им «погоду портишь»? Уже привыкли? :))

  16. Айнагуль, ты абсолютно права, говоря о том, что деление на жузы и роды сегодня носит не более чем формальный характер. Цивилизация, как часть культуры, прогрессирует (к счастью), но, как результат, на смену одним традициям приходят другие, а некоторые традиции исчезают вовсе (к сожалению). Хотя когда-то в жизни казахского народа традиции заменяли, по существу, не только образовательно-воспитательные, но и правовые нормы.
    И, говоря о казахских традициях, мне бы хотелось поднять тему гостеприимства. Благо, «привычка» встречать гостей в наши дни казахами еще не утрачена (но уже не та…)
    Казахи всегда славились своим гостеприимством, которое является неотъемлемой и важнейшей чертой характера степняков. Традиция уважительного отношения к гостям строго соблюдалась в семейном укладе жизни казахов. Казах стремится выполнять пять основных заповедей предков, одна из которых — встречать гостя как посланника бога. Это подтверждается поговоркой: «Один из сорока гостей — Кадыр (имя пророка), один из тысячи — Уали (имя пророка)». Родители всячески стремились привить детям навыки гостеприимства, считая это своим долгом. Гостю стараются угодить, накрывают хороший стол, получают его благословение. Все самое вкусное казахи всегда хранили для гостей. Гостей делили на три вида. «Аранайы қонақ» — специально приглашенный или приехавший, «қудайы қонақ» — случайный путник, «қыдырма қонақ» — специально ждавший и пришедший на угощение. Человека, не давшего «қонақасы», штрафовали (штраф – лошадь, верблюд и т.д.). За гостем ухаживали и заботились вплоть до его отъезда. Провожая гостя, хозяева напутствуют его добрыми пожеланиями и собирают в дорогу угощения — саркыт в его дорожную сумку. Стремление достойно встретить и угостить человека свидетельствуют о высокой культуре степных традиций. Гостеприимство считалось священной обязанностью, а кто не уважает гостя, тот не пользуется уважением окружающих. Несомненно, в этом проявляется высоконравственный принцип гуманности. Об этом свидетельствуют такие обычаи и традиции, как «сыбага»: для почетных гостей и родных всегда хранится часть (муше) мяса, каждому приезжему, останавливающемуся на ночлег у кого-либо, положен «сыбага», в противном случае он имеет право осудить хозяина, обидеться на него. В давние времена путники, странствующие из аула в аул, приносили с собой последние новости, весточки от близких и знакомых, тем самым, поддерживая связь между отдаленными селениями. Каждый путник, отправляясь в дорогу, знал, что его тепло и с радушием встретят в любом месте. Согласно старой традиции, заметив приближающегося путника, навстречу ему выбегали старшие дети. Они помогали гостю сойти с коня, провожали в дом. Приближаясь к аулу, путник, обычно давал о себе знать возгласами и прежде чем сойти с коня узнавал, чей это дом, чей аул. С должным почтением относились и к коню гостя, о чем свидетельствуют строки из произведений Махмуда Кашгарского (Х в.): «Придет гость — встреть его с подобающим уважением, не беспокой его, дай его коню корма, воды и пусть он тоже будет доволен». Казахи связывают гостеприимство с притчей: «Алаш хан состарился, и пришло время раздела его имущества между тремя сыновьями. Все свое состояние он разделил на четыре равные части, раздав сыновьям их доли. Четвертую часть он также разделил на три равные части, напутствуя словами: «Из этой доли угощайте друг друга с щедростью». Законы и обычаи гостеприимства у кочевых народов были одним из самых надежных способов сохранения социальной общности, упрочения его внутренних связей.
    На протяжении многих веков казахи проявляли уважение не только по отношению к старшим и гостям. Особым уважением пользовались еще и соседи. Об особом отношении к соседям свидетельствует такая традиция как «Ерулик» — угощение новым соседям. Аулчане звали новоселов на «ерулик», то есть приглашали к себе в гости, чтобы они быстрее адаптировались в новой среде.

  17. Спасибо, моя дорогая! Много чего нового узнала от тебя!

  18. Роза, спасибо за интересное дополнение к статье Айны! Я правильно поняла — любому путешественнику были рады в любом селении независимо от того, из какого он рода? Как переводится слово конакасы? Кто штрафовал нерадивых хозяев? Сам путник или старший рода, или кто-то другой?

  19. Грустно, что такие добрые традиции утрачиваются. Вот и сейчас экономическая ситуация все меньше располагает людей к гостеприимству. Помню как в 90-е ходили в гости со своей едой, чтобы не поставить хозяев в неловкое положение если ты пришла, а у них тебя нечем даже угостить. Прекрасно это помню, сама в таком положении не раз была…

  20. Согласна, незабываемые 90-е… Но несмотря на сложные времена, гостю хоть чашку чая мы нальем. Так нас воспитали и детей к этому приучаем. Так будет всегда… я надеюсь на это)

  21. Совершенно верно, каждый путник мог рассчитывать на то, что он получит еду и кров в любом ауле. Более того, пока гость не поест и не отдохнет, было неприлично спрашивать, кто он и откуда.
    Конакасы — это еда для гостя (дословно «конак» — гость, «ас» — еда).
    Решение о штрафе за несоблюдение традиции «конакасы» принадлежала аксакалам аула (своего рода совет старейшин). Они , кстати, могли оштрафовать и путника.
    «Шан басты»-правовая традиция. По древним казахским обычаям путник, проезжая мимо аула, не имел права не заехать в него, не поздороваться с людьми. Перешагнувшие этот обычай считались ворами или преступниками. И поэтому аксакалы и старейшины аула приказывали поймать нарушителя, устраивали ему допрос, штрафовали, заставляли платить «айып» или строго предупреждали, чтобы больше он так не делал.

  22. Ну точно! Раз не заехал — значит, прячется или хочет что-то скрыть! Сам себя под подозрение подвёл. К тому же — как невежливо оставлять людей без свежих новостей 🙂 Невероятно мудрый обычай. Я восхищена!

  23. Сразу становится ясно, что Светланку заинтересовала эта тема. Что-то новое захватывает тебя, Светлячок?
    Помню, когда была в Актау полгода, так читала историю Казахстана взахлеб, что «проглатывала» книги. Сейчас все подзабыла уже)
    Большое спасибо Розе за увлекательную экскурсию в историю, об этом нельзя забывать!

  24. Ой, а я помню как в 90-е торты пекли и конфеты делали — из чего бы вы думали? Из детской молочной смеси «Малютка»! Она стоила недорого и ее ещё как-то можно было достать, в отличие от тортиков и конфеток.
    Чашку чаю — конечно! Так будет всегда. У нас с вами, по крайней мере 🙂

  25. Я тоже соглашусь, потому что когда много людей думают об одном и том же, даже страшно представить, какой колоссальной энергией их общая мысль наполняется.

  26. Да, да!) Помню как мама говорила — кто откажется от утреннего чая, тот будет всегда один… 🙂

  27. К сожалению, о некоторых традициях мы узнаем из книг или в просторах интернета. Вот и оправдывается тем, что мы- результат ассимиляции. Не так давно руководила дипломной работой по казахским сказкам. Айнагуль, ты знала, что вся нечистая сила в казахских сказках — существа исключительно женского пола?

  28. Нет, не знала!) Теперь буду знать, благодаря тебе! Расскажи об этом, а Светлячка попросим опубликовать. Это же бомба! 😉

  29. Дааа, мне всегда были интересны обычаи разных людей. Еще с тех пор, как в студенческие годы тусовалась в Советском Обществе Дружбы с народами зарубежных стран в Москве. И вообще ты права, Айнуш, люблю всё новое. Но если вы предложите мне что-то новое из математики, я скажу нет! 🙂 🙂

  30. Смотрю в окно и хохочу! Как только Айнагуль пишет новый коммент, на улице начинает идти дождь! А потом перестает. Как будто кто-то плещет из ковша! Плеснёт — и всё кончилось. А потом опять. Чудеса!!!

  31. Ой, сейчас на меня будут все ругаться из Подмосковья!)
    Все, на время перестаю комментить, чуть позже загляну 😉

  32. Свой дом — его непросто содержать. И трат требует немерено, и сил столько надо, а про терпения сколько пока дом построится и т.д., вобще молчу! Я бы не рискнула. Привычнее в квартире.

  33. В квартире нам «колхозникам» сложно!) Так моя родственница говорит и я с ней абсолютно согласна)
    Мы выросли в селе и тяжело приспособиться к квартире. Когда нахожусь у друзей в гостях, долго не могу там находиться. Я это называю «клаустрофобией».

  34. Почему-то всегда думал, что казахи это кочевой народ, наверное из-за детских сказок, где все герои были на лошадях. А еще вычитал где-то, что казашкам разрешалось ходить с открытым лицом как раз по этой причине, что так в седле удобнее

  35. согласен, полностью )) так как тоже отношусь к детям дождя)))

  36. и тут тоже мыслеформы, членов одного эгрегора в мессенджере )))

  37. к тому же есть частичка одной крови, т.е. если перефразировать генотип, одной программы)))

  38. почему нас и называют шаманами))), не знаю как но все таки — ЗАРАБОТАЛО))

  39. Все верно — были кочевниками, даже мои дедушка с бабушками кочевали, в соответствии с сезонами. Но сейчас все поменялось и мы уже ведем оседлый образ жизни. Так как разведение хозяйства не приносит прибыли, скорее всего из-за этого. Как писала выше Роза, мы — результат ассимиляции. Время меняется и люди тоже.

  40. О! Мой братик вышел на связь! Супер! Казахстан — на связи?!)
    Человек дождя, да еще и IT-ник — нас смело можно называть шаманами! 😉

  41. Вот прикол! Представьте: путник входит в многоквартирный дом. И так как традиции обязывают его поздороваться с каждым и переночевать, то до своей квартиры он может никогда не дойти! Все время будет в гостях! А если ему утром на работу… А главное, так же можно где угодно ночевать, раз до утра ни положено спрашивать кто он и откуда, а утром дальше идти. О! А вдруг это преступник или грабитель? Ну нет, сейчас никто такие традиции не захочет соблюдать. Как можно незнекомого в дом пустить, а вдруг убьет еще…

  42. Роза описывала традиции, которые существовали в кочевьях у степняков. Сейчас естественно ничего подобного нет. Но любого гостя накормим 🙂

  43. Ахах, ну ясно же что речь не про сейчас. Вы же не думаете, что мы до сих пор в лаптях ходим тут и при лучине шьем?

  44. Да и мы, собственно говоря, в юртах не живем. Речь не о материальных благах, а о традициях, которые под воздействием научно-технического прогресса, изменений жизненных условий либо ослабевают, либо исчезают… В селе, к примеру, многие традиции еще сильны: как у нас, потомков кочевников, так и тех, кто когда-то в лаптях ходил и при лучине шил.

  45. Браво, моя дорогая! 😉
    Днём было недосуг ответить Витаминке. Но ты это сделала. Хотя любое мнение воспримем и спасибо скажем!) Мы же потомки Людей дождя! 😉

  46. Да не скажите, Дэв ведь мужского пола — это тайфуны до определенного времени называли женскими именами 🙂

  47. А в Астрахани сейчас дождь — уж очень много о нем писали эти два дня. 🙂 Надеюсь не на всю ночь…

  48. Свет, тебя не напрягают люди без чувства юмора? Просто да или нет.

  49. Да-да, мне тоже сразу подумалось о Дэве! В некоторых книжках, переведенных на русский язык, он упоминался как Див, но это существо явно не было женского рода 🙂

    Тайфуны! Ну конечно! Ярость и гнев женщины — это что-то!

  50. Обожаю твоё лингвистическое остроумие!
    ДА, не напрягают.
    НЕТ, не напрягают.
    🙂 🙂 🙂
    Хотя умение понимать шутки — очень ценное качество! Кто ж спорит…

Обсуждение закрыто.

Читайте также x