школа перезагрузка

Школа: перезагрузка

«В карете прошлого никуда не уедешь». Почему некоторые учителя надеются привезти в ней своих учеников в будущее? Рассуждаем вместе со старшеклассницей.

«Большинство учителей думает, что они в полной мере понимают своих учеников и, более того, видят их насквозь. Сами же мы отдаём предпочтение учителям, которые действительно ставят себя на наше место. Обычно, это преподаватели, которые идут навстречу, потому что «всё понимают». Им не нужно объяснять, что иногда нам тяжело успеть сделать всё, что задано (многие учителя не отдают себе отчёта, что их коллеги тоже задают, и много). Усталость накапливается, и иногда нам просто лень (и с этим действительно трудно что-то поделать). Многие начинают отвлекаться, а некоторые просто засыпают.

В такие моменты иногда достаточно дать нам интересное творческое задание или рассказать историю из жизни, чтобы разрядить обстановку и заинтересовать — и мы снова готовы работать. Могут это учителя, которые либо имеют с нами небольшую разницу в возрасте, либо те, кто сам постоянно учится (что, на мой взгляд, должно быть главным качеством учителя) и адаптирует свои взгляды и свою программу так, чтобы успешно работать с новым поколением учеников.

Чаще всего преподаватели винят в нашей неуспеваемости (конечно же) наши смартфоны и планшеты (в которых мы носим в школу электронные книги и учебники, чтобы облегчить портфели). Потому, что наши рюкзаки к 10 классу стали просто неподъемными от набитых в них «краеугольных кирпичей образования» — так назывался пост, где всё это описано.

школа-перезагрузка

С одной стороны, учителя правы. Имея электронную книгу в смартфоне,  некоторым трудно удержаться от соблазна использовать смартфон для других целей. «Если на уроке ученик сидит ВКонтакте то, даже если он машинально что-то и запишет, толку от этого будет мало, ведь он не сможет полностью сосредоточиться – мы, всё же, не Юлии Цезари» — как сказала моя учительница. По ее мнению, наши головы забиты ненужной информацией «из телефона».

В некотором смысле, так и есть. Да и как может быть иначе, если сейчас, просто пролистывая свою новостную ленту, мы за несколько минут получаем в разы больше информации, чем получали наши предки за целый день? И тут одно совсем немаловажное замечание: форма подачи информации упрощается, а то важное, что может нас заинтересовать, часто умещается в несколько строк. Информационный век! Что поделать, раз нам выпало в нём жить? В том, что мы по-своему воспринимаем мир — не так, как наши предки — никто не виноват. Так хорошо это или плохо?

Нам часто говорят: «Вы ничего не запоминаете» — даты по истории, например. Конечно же, мы не отрицаем всю важность знания дат! Да и других важных сведений и фактов. Просто в мире, в котором есть интернет, и тебе доступно почти любое изображение, высказывание, песня или фильм, нет смысла запоминать то, что ты абсолютно в любую секунду можешь найти. Разумеется, тем, кто полагается только на интернет, в условиях, где его вдруг не окажется, придется несладко: с чем был в голове, с тем и останешься.

Но, если говорить серьезно, то появилась одна тенденция, о которой я сейчас расскажу. Сама я заметила это, когда искала понравившуюся песню. Я запомнила, что именно я вводила, в каком порядке и какой по счёту эта запись была… Вот оно! Мы запоминаем не саму информацию, а где и как ее найти! Таковы наши приоритеты, ведь у мозга есть и защитные функции: когда избыток информации вреден, ты сокращаешь ее, чтобы не напрягаться. Почему бы не использовать это в современной школе? Почему не научиться самим и не научить нас, учеников, поисковым алгоритмам, раз мы живем в век цифровых коммуникаций? Зачем, образно выражаясь, тратить время, но продолжать писать пером?

Это раньше какой-нибудь монах, когда переписывал от руки книгу, то хорошо её запоминал, так как знал, что, скорее всего, к нему в руки она больше не попадет: будет увезена в другой монастырь, и больше доступа к ней у него не будет. Разумеется, ты запомнишь книгу, когда это такая редкость. Мы же в век интернета в любой момент можем получить, уточнить, распространить почти любую информацию. Проблема, опять же, в её количестве — когда знаний так много, что не знаешь, чему верить и что считать первоисточником. Это не хорошо и не плохо. Это просто есть.

Если почитать классическую литературу, её авторы точно так же задумывались, что же будет дальше, не пойдет ли весь мир под откос? Ведь новое поколение так не похоже на наше!  Но, как видите, поколение за поколением живёт, и всегда найдутся те, кто будет его осуждать и сравнивать с собой.

Суть конфликта в том, что нашему поколению трудно воспринимать старую информацию, а прошлому поколению — новую. А происходит это исключительно из-за разницы в способах её подачи. На примере кино это объясняется проще всего. Бабушке будет трудно смотреть экшн с быстро меняющимися планами и кадрами, хотя она, возможно, и оценила бы саму мысль и сюжет. Так же и внуку будет трудно смотреть старый советский фильм, внук просто уснёт. Всё это происходит из-за разного темпа восприятия. А если и темп восприятия другой, то и другой темп подачи, и всё это — из-за стремления к «рациональному» поглощению информации.

Мне же приятно иногда посмотреть наивные мультфильмы из восьмидесятых, хотя мультфильмы тех времён имеют другой темп. Сначала мой интерес был исключительно научным, а потом уже и темп пришелся по вкусу, и небанальные образы героев, и не блещущий скоростью своего развития сюжет. Жаль, что остальные мои друзья «уснули» и не увлеклись этим. Но это не их вина, это реалии современной жизни.

Мы не виноваты, что для того, чтобы выжить в современном обществе, нам нужно выдерживать темп и играть по правилам этого общества. Наша жизнь похожа на мощное информационное поле. И чтобы не выпасть из него и быть наравне со всеми, нужно заводить профили в соцсетях и покупать новый телефон. Не ради понтов, а ради общения. Ведь, чтобы другие могли прислать тебе картинку или сообщение, тебе нужен смартфон, а не допотопная «Нокиа».

Так и с информацией. Чтобы получать ее от своих собеседников, тебе нужен этот темп и этот способ, хоть и воспринимаешь ты всё это по фразочкам, коротким постам и маленьким картинкам. Такой способ подачи материала формирует способ его восприятия, и наоборот. А нас заставляют читать многотомную классику в оригинале, и, хотя порой бывает трудновато (зависит от автора), но мы всё же воспринимаем её. Вечные проблемы человечества всегда актуальны — на то она и классика.

Всё верно: лишь познавая старое, ты можешь создать и оценить что-то новое. С одной стороны, все мы – люди, и каждый из нас воспринимает информацию и взаимодействует с этим миром своим собственным способом — было бы странно ставить нам это в вину. С другой — нельзя бездумно идти на поводу у времени, иногда нужно адаптироваться и использовать информацию, поданную «старым» способом. Не зря говорится: всё новое — это хорошо забытое старое. И мы готовы идти на компромисс. Вопрос в другом — готова ли современная школа к перезагрузке?

© Текст – Anna Fon. Картинки — Noory San.

Школа: перезагрузка: 13 комментариев

  1. Анна затронула актуальную и нужную тему, умничка! Школа не готова к перезагрузке, как мне кажется. Потому что молодые учителя не часто соглашаются работать в школе, а пожилые не пытаются учиться чему-то новому.
    Я проработала только один год учителем информатики в школе, зп была смешной — 5100р, если не ошибаюсь) Потому что без категории и стажа коэффициент оплаты маленький. А нервов и энергии тратишь немало. Вот и ушла… Хотя пыталась заинтересовать детей и сделать интересным каждый урок…

    1. Вот именно! Уроки должны быть интересными — тогда ученики не будут от скуки в гаджетах сидеть. Жаль, что ты ушла из школы. Вон, даже президент в послании сказал: будущее России — за айтишниками. А кто научит этому детей? Учительница-пенсионерка, которая запомнила из методички 80-х слово нортон и фортран, а саму машину отродясь в глаза не видела?

  2. То, что учитель информатики в сельской школе — 3 в 1: учитель, сисадмин, администратор сайта, не оправдывает оплата. Поэтому и ушла.
    Мне понравилось работать с детьми, у них есть чему поучиться, как бы это парадоксально не звучало)))
    После окончания университета предлагали работать по совместительству на кафедре, но я отказалась. В универе еще меньше зп, в сравнении со школой 🙂

    1. Это ужасно, когда тебя ставят перед выбором: заниматься любимым делом с чужими детьми и голодать или перейти на другую работу, чтобы накормить своих. Это неправильно и так быть не должно. Как это изменить?

      1. Послать ссылку на данную статью в Минобрнауки РФ)
        Может и что изменится…

  3. Спасибо, почитал с большим интересом. Мне кажется, что система перезагрузится вместе с уходом на пенсию большей части учителей из СССР. Вообще, как я погляжу на всякий школьный беспредел ,то думается мне, что каждый класс должен быть оборудован видеонаблюдением для повышения дисциплины и ответственности.

    1. Самое смешное, что во многих классах есть система видео наблюдения. Вот только включается она исключительно во время проведения экзаменов — ОГЭ и ЕГЭ. В остальное время как будто наблюдать не за чем и незачем.

  4. Самое главное что нет моды на грамотность, образованность, осведомлённость в знаниях и науках.
    Но это в целом в обществе, и отчаянные умницы те, кто эту моду держит в школе и среди учителей и среди учеников.
    Хорошее размышление.

    1. Это грустная тенденция. И вы правы — она давно вышла за пределы школы.

      На мой взгляд, главная задача учителя — в любые времена — научить детей учиться! То есть — научить находить нужную информацию и систематизировать ее в своём мозгу. Чтобы она там не валялась, как в захламлённом амбаре, а была разложена по полочкам и легко находилась. Очень важно детей заинтересовать, чтобы им хотелось это всё искать, узнавать, развиваться. Чтобы новые знания были необходимы, как вода в пустыне, чтобы в учениках была постоянная потребность в новых знаниях. Тем учителям, кто это умеет и практикует — памятник при жизни.

    2. Это большая проблема. И эту проблему решать в первую очередь должно государство. Раньше вся эта мода закладывалась через кино, передачи, общую цель народа. Теперь нет общей цели, ценности переформатированы, общих нет. Радует, что есть такие дети, которые задумываются над этим и делают верные выводы. На них и будет держаться Россия, если, конечно, не растеряет их окончательно…

      1. «Государство» давно никому ничего не должно — это ясно, когда видишь положение дел в государстве. Не только в системе образования, а и в других, практически во всех, областях нашей жизни. Которая всё чаще проходит под девизом «помоги себе сам» или «спасайся, кто может». А кто не может?

  5. Правильно все сказано… добавить нечего, сами в том же бульоне варимся

    1. Жалко детей, которым хочется быть образованными. Современная школа как будто нарочно создана для того, чтобы у них это желание отбить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *