«Не знаю, как ты это сделала, но читать твою книгу легко и очень увлекательно. Давно такого не читал. Да что там – никогда!» (Отзыв читателя)
Настало время рассказать, КАК я это сделала. Но прежде – небольшая предыстория.
С известным польским режиссёром Ежи Гофманом произошёл забавный случай. Его жена спросила: «Ежик, ну почему все твои фильмы про войну? Сними уже что-нибудь для женщин!» Так появились трогательная мелодрама «Прокажённая» (1976) и совершенно потрясающий фильм «Знахарь» (1984).
Со мной случилось то же самое, когда вышла моя первая книга. Она называлась «Красный день календаря в колонии особого режима», я очень ей гордилась. И тут старшая дочь мне говорит: «Мам, ну почему ты написала книгу про тюрьму? Вот ты теперь писатель, а я даже подругам не могу похвастаться! Книга про тюрьму, возникнет миллион вопросов! Вот если бы ты написала про любовь…» Так появился «Роман в четыре руки он-лайн» — первый роман о твиттере на русском.
Если вы думаете, что книги пишутся за ноутбуком, вы сильно ошибаетесь. Я писала роман на клочках бумаги, когда готовила обеды или ужины своим домашним. Поэтому клочки немножко в пятнах. На салфетках в кафе. И даже на чеках, когда салфеток не хватало. Все эти мысли на клочках я складывала в коробку, чтоб не потерялись. А уже после всего этого я садилась за ноутбук из всех этих клочков складывала книгу, соединяя между собою мысли – точно так, как собирают пазлы. А так, как мыслей было много, то коробка была достаточно большой.
Самым трудным во время написания книги оказалось бить себя по рукам и не выкладывать мысли в сеть. Знаете, как трудно порой бывает это сделать? Чуть-чуть расслабишься… и интересная фраза убежала в твиттер прямо из-под пальцев. Смешно, не правда ли? Ведь у меня роман о твиттере, и твиттер – мой источник вдохновения? Совсем как в комедии Гайдая: «Кто нам мешает – тот нам поможет!» — только наоборот…
Мне пишут: «Я с таким удовольствием читаю твой роман!» А с каким удовольствием я его писала! Вы не представляете. Я писала его для себя – писала как хотела и что хотела. Без всяких ограничений. И это было очень круто! Хотя, пара-тройка ограничений у меня всё-таки была.
Во-первых, я не должна была раскрывать военных тайн. Во-вторых, я собиралась подарить по книге своим детям, поэтому любовные сцены мне пришлось слегка завуалировать. А в-третьих, опять же, думая о дочерях, я была вынуждена каждый раз стискивать зубы и считать до десяти, упоминая в книге их отца. Этот человек конкретно испортил мне жизнь (да и не только мне — но и самому себе, своей бывшей семье, а заодно и нашим общим детям). Я ещё долго ощущала неприязнь к нему, и мне хотелось выплеснуть всё это на страницы книги. Выплеснуть и, наконец, забыть. И я сделала это — настолько тактично, насколько смогла.
Для любой книги нужна идея, а лучше – целая история. И чем невероятнее, тем круче. Мне очень повезло: со мной произошла как раз такая! Мне даже придумывать ничего не пришлось. Я просто описала свою жизнь и жизнь моего героического мужа. И когда мне говорят: «Ой, ну ты и навыдумывала!», — я только весело смеюсь.
«Я просто описала свою жизнь». Просто… Конечно же, не просто! Как говорил кто-то из великих, хорошую историю надо ещё суметь интересно рассказать! И я старалась. Придумывала интересные слова и фразы. Складывала, как мозаику, фрагменты нашей с мужем переписки в твиттере, моменты моей юности, рассказы о подвигах и размышления о жизни. Мне хотелось, чтобы моя книга легко и приятно читалась. И, судя по отзывам читателей, мне это удалось.
Работа над книгой похожа на беременность. Ты постоянно думаешь о своём будущем ребёнке – за обедом, в отпуске на пляже, в метро и даже во сне. Прислушиваешься, примеряешь одни фразы к другим, а эпизоды – друг к другу. Всё время работы над романом мои дочери и муж относились к будущей книге, как к живому существу. Все понимали, что мама нужна этому «ребёнку» и помогали, как могли: не отвлекали от работы и старались брать на себя какие-то обязанности, которые я, как домохозяйка (я же «дома сижу!»), не успевала выполнить. Это было по-настоящему трогательно и мило.
В моей книге непростая структура. «Роман в четыре руки он-лайн» собран из пазлов, нанизан, как бусы. Он потому и захватывает, что читать его надо подряд и целиком (кто читал, тот подтвердит). И когда говорят: » пришлите мне фрагмент почитать» — всё равно, что сказать: отрежь и пришли мне кусок от твоего платья, я хочу на него посмотреть.
У меня не было цели кого-то поучать этой книгой. Я писатель, а не какой-нибудь коучер. Моя история основана на личном опыте, которым захотелось поделиться. Ведь если получилось у меня – получится и у других! И если счастливых людей станет больше – мир будет совсем другим!
Читатели романа как-то сразу разделились на два лагеря. Одни с увлечением читают собственно историю, другие лезут в литературоведческие дебри (интересно, что они там хотят найти?). В 99% случаев история побеждает. Наверно, потому, что я писала эту книгу для себя, а не для критиков, и не планировала следовать каким-то общепринятым канонам. Мне хотелось показать людям, что настоящая любовь существует, и встретить её никогда не поздно. Даже если тебе уже почти полвека!
У наших предков в 50 лет не было такой активной жизни, как у нас. И в этом аспекте данный возраст сейчас всё ещё недостаточно изучен. И в этом смысле моя книга вполне способна стать хорошим примером и предметом изучения этого прекрасного возраста — возраста любви.
В чём секрет успеха книги «Роман в четыре руки он-лайн»? Скорее всего, в том, что я сначала написала-прожила его в реальной жизни. А ещё — в том, что я никогда не стремлюсь кому-то подражать или кому-то угождать. Я обожаю быть собой. Такой, какая есть. Со своими собственными мыслями, взглядами, жизненным опытом, стилем и слогом. Это такое счастье — быть собой! Попробуйте. Вам понравится))
© Нури Сан.
P.s. Знаете, что самое приятное в книге, основанной на автобиографии? Когда у родственников, которые думали, что хорошо знают меня и моего главного героя, становятся огромные глаза и начинаются расспросы — всегда можно сказать: Ну это же роман, а в романе всегда есть место выдумке. Ведь вы же понимаете? 🙂